04.02.2022
04.02.2022
Новиков П.Н., доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Центр методологии бухгалтерского учета, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»; старший научный сотрудник, Центр развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
e-mail: novikov_vgna@hotmail.com
Россия, Москва
Данная статья является продолжением исследования, касающегося истории становления и развития профессиональных стандартов в нашей стране (середина 90-х годов – 2012 год)[1]. Одним из важнейших путей совершенствования человеческих ресурсов, трудовых ресурсов как формы их выражения, является формирование и развитие взаимодействия сферы труда и системы профессионального образования.
В статье обосновывается необходимость этого взаимодействия в условиях рыночной экономики, показывается имевшаяся в рассматриваемый период возможность использования профессиональных стандартов при разработке федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ, освещаются проблемы, связанные с этим процессом.
Ключевые слова: сфера труда, система профессионального образования, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, профессиональная образовательная программа.
Взаимодействие сферы труда и системы профессионального образования важно и значимо во всей деятельности человека как работника. И в этом смысле, прежде всего, стоит вопрос о подходах к отражению в результатах и содержании подготовки всех категорий работников содержания и результатов их будущей профессиональной деятельности с учетом ее динамического изменения. Данный вопрос представляет собой проявление постоянно возобновляющегося противоречия, возникающего под воздействием ряда факторов.
Так, в условиях развития в нашей стране рыночной экономики и производства, где основной целью является получение прибыли, единичный, конкретный работодатель в большей мере заинтересован в наличии у работника компетенций для профессионального выполнения конкретного, не обязательно узкого, вида работ. А это предполагает достаточно узкую профессиональную направленность самого образования.
Но, наряду с этим, в рамках инновационной экономики ускоряющимися темпами обновляется техника, технология производства, его организация. Соответственно быстро меняется содержание труда всех категорий работников, при этом общей тенденцией становятся его возрастающая интеллектуализация, инновационный характер (в настоящее время – цифровизация). Эти обстоятельства выдвигают, в первую очередь, требования подготовки работника более широкого профессионального профиля, не замыкающегося на узком круге конкретных видов труда.
Одновременно вырастает значимость личностных качеств работника, поскольку наукоемкое, инновационное производство требует от него, как субъекта труда, продуктивного воображения – способности видеть в рутинном процессе развивающуюся действительность, предугадывать назревающие изменения, т.е. мыслить и действовать в таком же инновационном, преобразующем режиме. В свою очередь, это выдвигает необходимость в процессе профессионального образования будущего работника многостороннего развития его качеств как личности. Поэтому с позиций перспектив динамичного развития производства, экономики корпоративный работодатель, само общество заинтересованы в именно таком характере подготовки рабочего и специалиста.
Исходя из этого при формировании требований к результатам и содержанию профессионального образования можно выделить два основных противоречия. Первое противоречие - между требованиями разных работодателей к профессионально-специализированной подготовке работника и необходимостью формирования у обучаемого достаточно широкого профессионального профиля, базирующегося на его личностных качествах. Второе - между высоким уровнем социальной защищенности работника как высококвалифицированного исполнителя, но только в данных, сложившихся условиях производства, и стратегической его защищенностью как профессионала широкого профиля, способного к быстрой адаптации в новых условиях деятельности. Разрешить эти противоречия можно было лишь выходя на системное решение проблемы, для чего необходима постоянная и заинтересованная совместная работа сферы труда и системы профессионального образования в лице различных субъектов этого взаимодействия [1; 2]. Одним из важных элементов этого взаимодействия являются профессиональные стандарты.
В качестве примера попытки взаимодействия можно привести Договор о сотрудничестве между Министерством образования Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации на 2000-2005 годы.[2] Этот договор затрагивал широкий спектр проблем, которые должны решаться совместно. Особо выделим совместные действия по формированию государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. Основные цели совместного Договора были направлены на повышение качества рабочей силы, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости населения. К сожалению, в силу ряда причин, многие положения этого документа, принятого на уровне федеральных органов исполнительной власти, не были доведены до уровня эффективной практической реализации.
Повышение качества профессионального образования и создание системы, способной адекватно и эффективно отвечать на требования сферы труда, обеспечивать динамическое развитие инновационной экономики, было невозможно без активного и ответственного участия работодателей, представляющих как государственный, так и негосударственный сектор производства; большой, средний и малый бизнес.
Однако федеральное законодательство, действующее до 2008 г., не содержало конкретных норм, дающих право представителям сферы труда (работодателям) участвовать в регулировании деятельности, направленной на подготовку квалифицированных кадров, соответствующих требованиям инновационной экономики. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 вообще не содержал никаких норм, относящихся к правам работодателей и их объединений в сфере, имеющей принципиальное значение для состояния рынка и эффективности экономики в целом.
Принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» обеспечило в известной мере формирование правовой базы, необходимой для легитимного участия работодателей в регулировании важнейших вопросов образования, в частности, учет требований работодателей при разработке федеральных государственных стандартов профессионального образования (ФГОС ПО) нового поколения. Были внесены соответствующие изменения и дополнения в законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об объединениях работодателей».
В развитие этого были утверждены «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015).
Во исполнение указанного постановления были разработаны «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», утвержденные 31 июля 2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Принятые документы были направлены на усиление взаимодействия системы профессионального образования и сферы труда, в том числе через профессиональные стандарты. Обусловлено это было следующим. Интерес работодателей к системе профессионального образования был всегда, однако в рассматриваемый период, когда в стране стал резко ощущаться недостаток квалифицированных кадров, он особенно усилился. Стали необходимы особые инструменты, обеспечивающие приведение «к одному знаменателю» требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, к работникам (рабочим и специалистам) разных уровней квалификации, в целом к профессиональному образованию, - со стороны работодателя и со стороны образования с учетом двух основных противоречий, выделенных в начале статьи. Поэтому совершенствование взаимодействия и сопряжение сферы труда и системы профессионального образования необходимо было осуществлять на основе процесса постепенного перехода к новой, современной системе профессиональных квалификаций, отвечающей реалиям рынка труда, основным элементом которой являлись профессиональные стандарты. По сути, можно сказать, что профессиональные стандарты явились системообразующим элементом и именно с них началось обновление национальной системы квалификаций (НСК).
Таким образом, в рассматриваемый период времени в нашей стране был реализован ряд мер, направленных на «сближение» производства и профессионального образования. Работодатели получили реальную возможность участвовать в формировании и осуществлении государственной политики в области профессионального образования. Поэтому встала задача создания и отработки конструктивных механизмов, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки профессиональных кадров. Одним из направлений деятельности на этом пути являлось обеспечение «сопряжения» нормативных документов, регулирующих вопросы квалификаций в сфере труда (квалификационные справочники, профессиональные стандарты и др.) и в сфере образования (федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, основные профессиональные образовательные программы).
Предполагалось, что основные профессиональные образовательные программы, разработанные на основе ФГОС ПО нового поколения, должны будут учитывать и требования работодателей к профессиональной квалификации выпускников/работников. Но при создании основных профессиональных образовательных программ эти требования необходимо будет конкретизировать и уточнять в зависимости от направленности программы и состояния регионального рынка труда.
При обращении к квалификационным справочникам (ЕТКС и ЕКС) как к источникам информации о требованиях к профессиональным квалификациям при разработке профессиональных образовательных программ необходимо было понимать возможности и ограничения данных документов.
Среди основных пользователей профессиональных стандартов – квалификационных требований нового типа – были специалисты, разрабатывавшие государственные образовательные стандарты и профессиональные образовательные программы.
Заметим, что профессиональные стандарты, разработанные работодателями (бизнес-сообществом), прошедшие апробацию в отрасли, доказавшие свою эффективность и качество, утвержденные Комиссией РСПП, в рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и РСПП передавались в Минобрнауки России и рекомендовались к использованию учреждениями профессионального образования при разработке проектов образовательных стандартов и программ.
Однако, исторически сложилось, что законодательные акты и другие документы, регулирующие развитие сферы труда и системы образования, разрабатывались разными ведомствами. В рассматриваемый период времени это были Минздравсоцразвития и Минобрнауки России. С обеих сторон сложился определенный понятийно-терминологический аппарат. В сфере труда и в системе образования часто применялись одинаковые термины/понятия, имеющие разную смысловую нагрузку. Их сопоставление приведено в рекомендациях [3] и было полезно при разработке профессиональных программ, учитывающих требования работодателей на основе профессиональных стандартов (ПС).
Несмотря на различия в определениях, на основе анализа содержания ФГОС профессионального образования разного уровня был сделан вывод, что в целом сопоставимы термины:
Примерно одинаковое наполнение имели термины «область профессиональной деятельности» и «объекты профессиональной деятельности» в ПС и во ФГОС.
В помощь разработчикам профессиональных и образовательных стандартов, программ был составлен словарь профессионального образования [4]. В центре внимания этого издания были термины, вызывающие наибольшую трудность при попытке найти для них общие определения в системе профессионального образования и в сфере труда и составляющие основу профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения. Это, прежде всего, вид трудовой деятельности, профессия, специальность, трудовая функция, компетенция, компетентность и др. (В настоящее время понятийно-терминологический аппарат как в сфере труда, так и в системе образования, претерпел определенные изменения, что отражено в Словарно-справочном пособии, изданном ВНИИ труда Минтруда России [5].)
Естественно, должно быть понимание, что взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов сложна по своей сути, поскольку у них различное предназначение и каждый из них обладает своим собственным функционалом [6; 7]. Так, образовательные стандарты описывают основные умения и знания, являются педагогической категорией, предполагающей определенный уровень образовательных достижений в конкретной области. Профессиональные же стандарты связаны с характеристикой конкретной деятельности и содержанием профессий [8].
Положение о том, что профессиональные стандарты должны учитываться при разработке ФГОС и образовательных программ на всех уровнях профессионального образования, было закреплено в таких документах, как Техническое задание на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (макет) (утверждено заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 1 сентября 2008 г.); Разъяснения по формированию федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на основе технического задания (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 1 сентября 2008 г.), а также в официальных разъяснениях по формированию примерных образовательных программ различного уровня профессионального образования на основе соответствующих ФГОС. Обратим внимание на важность степени учета профессиональных стандартов для различных уровней профессионального образования, о чем в перечисленных документах не упоминалось.
Для снятия смысловых рассогласований концептуально был предложен следующий подход. Речь шла о формировании компетенций (вырабатываемых на основе знаний и умений), необходимых для осуществления профессиональной деятельности, которые вытекают из соответствующих функций труда. Данный подход базировался на переводе определенных структурных элементов профессиональной деятельности, отраженных в профессиональном стандарте, в дидактический инструментарий и учет их при формировании ФГОС и образовательных программ профессионального образования.
Было установлено три обобщенных направления взаимосвязи элементов ФГОС с элементами трудовой деятельности, отраженными в профессиональном стандарте[3].
Так структура основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) (учебные циклы, учебные дисциплины, модули, профессиональные модули) соотносилась с содержанием труда в виде соответствующего содержания трудовых функций.
Требования к условиям реализации ОПОП предусматривали их самостоятельную разработку образовательными учреждениями. При этом конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовиться выпускник (рабочий, бакалавр, специалист, магистр) должны были определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой и обновляемой совместно с заинтересованными работодателями с учетом требований профессиональных стандартов. Кроме того, материально-техническое обеспечение образовательного процесса (в части оснащения лабораторий, мастерских современным оборудованием и т.д.) должно было, в известной мере, соотноситься с современными условиями, средствами труда, упомянутыми в профессиональном стандарте.
Результаты освоения ОПОП (в виде профессиональных компетенций) можно было соотнести с требуемыми работодателем профессиональными компетенциями работника, которые отражены в содержании понятий «трудовая функция», «вид трудовой деятельности», приведенных в Макете профессионального стандарта, разработанном РСПП. Естественно, что определяемые работодателем компетенции носили несколько иной характер за счет требуемого практического опыта, которого пока еще нет у выпускников учреждений профессионального образования. В то же время профессиональные компетенции, осваиваемые выпускниками, и в первую очередь, высшего учебного заведения, должны были быть более широкими за счет интеграции ряда компетенций, требуемых работодателями. Перечисленные положения актуальны и в настоящее время [9; 10].
Для использования профессиональных стандартов при формировании профессиональных образовательных программ разработчикам было рекомендовано учитывать следующее:
Покажем далее имевшиеся возможности использования профессиональных стандартов при формировании основных образовательных программ (ООП) на примере высшего образования (в тот период – высшего профессионального образования- ВПО).
В соответствии с действующим макетом ООП ВПО учет требований работодателей на основе профессиональных стандартов в дополнение того, что должно быть сделано при создании ФГОС, был возможен в следующих разделах:
Процесс использования профессиональных стандартов при формировании основных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования (как и соответствующих ФГОС) состоял из нескольких этапов и был подробно описан в [3].
Таким образом, при использовании профессиональных стандартов при разработке ФГОС и профессиональных образовательных программ имели место проблемы, связанные с диверсификацией рынка труда и рассогласованием понятийно-терминологического аппарата.
После выхода Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на государственном уровне стала создаваться необходимая нормативно-правовая база для развития и применения профессиональных стандартов.
В настоящее время, с учетом рассмотренного выше опыта, применение профессиональных стандартов в системе профессионального образования регулируется следующими нормативными и методическими документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)[4]; ФГОС СПО (по профессиям и специальностям); ФГОС ВО (уровни бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации); постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22 января 2013 года № 23 (с изменениями на 27 октября 2021 года), п.19; Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены Министерством образования и науки РФ от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн) (заметим, что эти Методические рекомендации были утверждены в начале 2015 года и требуют актуализации и доработки с учетом изменений в законодательстве об образовании); постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 22 октября 2021 года).
Особо выделим, что в соответствии с изменениями в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», внесенными в пункт 8.1 и пункт 9 в соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ, «…образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии)…», «примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии)…».
В приказе Министерства науки и высшего образования РФ от 8.02.2021 г. № 82 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – магистратура по направлениям подготовки» установлено, что при определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов образовательная организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и/или иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http:profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов). Из каждого выбранного профессионального стандарта образовательная организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровней квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично. Аналогичный приказ принят и в отношении бакалавриата.
В заключении подчеркнем следующее. На каждом этапе развития сферы труда и системы профессионального образования механизмы их взаимосвязи, взаимодействия, сопряжения видоизменялись и в настоящее время, как мы видим, профессиональные стандарты, задачей которых является описание деятельности, играют в этом процессе существенную роль.
[1] Волошина И.А., Новиков П.Н. Из истории развития профессиональных стандартов в России/ Актуальные вопросы современной экономики. 2021, № 12.
[2] О взаимодействии Минобразования России, Минтруда России и их территориальных (региональных) органов управления образованием, трудом и занятостью в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с потребностями рыночной экономики (Решение коллегий Министерства образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 28.03.2000 № 7/1-3).
[3] Речь идет о профессиональных стандартах, созданных на основе макета, утвержденного Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28.06.2007.
[4] Наряду с другими положениями, касающимися профессиональных стандартов, в ст.96 речь идет о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.