В Москве в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» прошла III Международная научно-практическая конференция «Костинские чтения» на тему «Обучение взрослых для профессионального и личностного развития: актуальные вопросы экономики труда».
В конференции принимали участие ученые и практики в сфере экономики труда – представители Академии труда и социальных отношений, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского университета транспорта, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, ВНИИ труда, Национального агентства развития квалификаций, Федерации Независимых Профсоюзов России, Университета трудовых исследований Китая, Института труда и социальных отношений Конфедерации монгольских профсоюзов и многие другие. Организатор мероприятия - Академия труда и социальных отношений.
Один из вопросов, предложенных к обсуждению, касался преимуществ гибкой занятости для совмещения обучения и работы. С докладом на эту тему выступил советник генерального директора ВНИИ труда, д.э.н., профессор Александр Разумов.
В России работа по гибкому графику со свободным началом и окончанием рабочего дня и по скользящему графику со свободным началом и окончанием рабочего дня ранее применялась, в основном, в торговле и сфере услуг, но в последние годы получила также распространение в промышленном производстве. На отдельных предприятиях, где занимаются конструкторскими и научными разработками, программным обеспечением, доля работников, которые трудятся с применением гибких форм занятости, доходит до 90%. Это могут быть как инженеры, экономисты, юристы, бухгалтеры, так и высококвалифицированные рабочие.
Более широко на российском рынке труда стал применяться дистанционный труд. А в связи с распространением коронавирусной инфекции даже те организации, которые ранее его почти не использовали, вынуждены были переместить свою деятельность в интернет-пространство.
Как отметил Александр Разумов, именно молодежь чаще работников других возрастных групп делает выбор в пользу гибких форм занятости. Для молодых людей гибкая занятость зачастую является единственной возможностью сочетания работы и обучения в вузе. В свою очередь, предприятия стали чаще применять гибкие формы занятости с целью привлечь талантливую молодежь еще на стадии обучения. Студентов-практикантов принимают с перспективами последующего трудоустройства. «Процесс этот взаимовыгодный, - считает эксперт ВНИИ труда, - поскольку с приобретением профессиональных навыков повышается конкурентоспособность молодых специалистов, а работодатель получает мотивированных, удовлетворенных условиями труда работников».
На конференции обсуждалась также роль бизнеса в обучении работников, вопросы формирования системы обучения безработных граждан и людей с пониженной конкурентоспособностью (инвалиды, женщины, воспитывающие маленьких детей и т.д.), рассматривались направления развития Национальной системы квалификаций,