14.09.2022
14.09.2022
Актуальность проблем занятости пожилых людей обусловлена комплексом причин, начиная с необходимости компенсировать потери рабочей силы в трудоспособном возрасте из-за нарастающей тенденции старения населения и заканчивая вопросами дискриминации по возрасту на рынке труда. В этих условиях важно оценить модели поведения работодателей и работников предпенсионного возраста (с учетом поэтапного повышения пенсионного возраста).
Цель статьи – выявить и описать угрозы и риски прекаризации занятости пожилых людей при проведении пенсионной реформы в Российской Федерации, определить возможные способы их минимизации. Информационную базу исследования составили научные публикации по проблемам занятости пожилых людей, статистические данные в динамике, а также результаты социологических исследований, проведенных под методическим руководством автора в 2017–2018 гг. на примере Воронежской области. В статье показано, что к числу основных проблем занятости лиц старшего возраста относятся: возможное снижение статуса работника с приближением пенсионного возраста, понуждение к увольнению, переход в неформальный сектор рынка труда, и, как следствие, понижение уровня жизни. Таким образом, с точки зрения возможной прекаризации работники предпенсионного возраста представляют одну из основных групп риска. При этом меры государственной поддержки занятости работников предпенсионного возраста пока носят несистемный и нередко разнонаправленный характер. Учитывая специфику социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, автор предлагает разработку и реализацию региональных комплексных планов («дорожных карт») по поддержке и развитию занятости работников предпенсионного возраста. Продолжением исследования должна стать взаимоувязка мер государственного регулирования, направленного на обеспечение достойного уровня жизни работников предпенсионного возраста и пенсионеров, и снижение возможных негативных последствий прекаризации занятого населения старших возрастов.
Демографические проблемы, прежде всего старение населения, стали основной причиной изменений пенсионного законодательства, вступающих в нашей стране в силу с 1 января 2019 г. Мы разделяем точку зрения, что «процесс старения населения несет ряд вызовов… Требуется качественная модернизация социальных институтов и прежде всего институтов занятости, пенсионного о социального страхования, социального ухода» [1, с. 4], «стареющее общество не может позволить себе исключить пожилых людей из рынка труда» [1, с. 150]. Компенсируя потери численности трудоспособного возраста (на примере Воронежской области это показано в табл. 1), эти изменения поставили на повестку дня вопросы необходимости поддержки занятости работников старшего возраста и предотвращения ее прекаризации. Качество их трудовой жизни становится определяющим фактором социального благополучия.
Опасения в отношении возможной прекаризации трудовых отношений работников старших возрастов обоснованы. Так, экономическая активность населения в предпенсионном возрасте (как мужчин, так и женщин) на протяжении последних лет не только не снижалась, а, напротив, имела тенденцию к росту (табл. 2).
При этом уровень занятости у «предпенсионеров» ниже, чем в предшествующих возрастных группах (табл. 3). Это свидетельствует, с одной стороны, о более высоком уровне безработицы в старших возрастных группах, а с другой, – об уходе занятости «в тень» в силу ряда причин. Повышение пенсионного возраста, по нашему мнению, может усугубить эти проблемы.
Кроме того, следует учитывать, что в сегодняшних условиях многие пенсионеры готовы занимать вакансии с недостаточно привлекательными условиями (низкая оплата труда, отсутствие «социального пакета» и т.п.), рассматривая занятость как возможность получения дополнительного дохода. Повышение пенсионного возраста приведет к тому, что работодатели столкнутся с проблемой подбора кадров на такие рабочие места, а у людей старших возрастов может произойти снижение уровня жизни.
Следовательно, необходимо детальное изучение проблемы и определение превентивных мер, направленных на предотвращение возможных негативных последствий повышения возраста, дающего право выхода на пенсию.
Мы рассматриваем эффективную занятость работников различных возрастных групп, в том числе и старших, как основу эффективной экономики [2] и фактор социальной стабильности [3].
Проблемы занятости людей старших возрастов находились в центре внимания многих исследователей и до принятия решения о пенсионной реформе 2019 г. При этом справедливо отмечалось, что причинами занятости пожилых в России является не только низкий уровень пенсий [4], но и мотивация на самореализацию, в том числе на рынке труда [5, с. 79–81].
Таблица 1. Динамика численности населения в трудоспособном возрасте (прогноз), Воронежская область, тыс. чел./ Dynamics of population at working age (forecast), Voronezh region, thousand people*
Годы | Темпы прироста/снижения 2024 к 2017 |
|||||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1309,9 | 1293,3 | 1277,1 | 1263,2 | 1206,1 | 1224,6 | 1215,4 | 1208,8 | 92,3% (-7,7 п.п.) |
1309,9 | 1293,3 | 1312,7 | 1297,0 | 1317,7 | 1323,4 | 1310,5 | 1310,5 | 101,8% (+1,8 п.п. |
Таблица 2. Динамика уровня экономической активности населения по возрастным группам, Российская Федерация, % / Dynamics of the level of economic activity of theт population by age, Russian Federation, %*
Годы | Всего и по возрастным группам, лет | |||||||||||
Всего | 50–54 | 55–59 | 60 и более | Всего | 50–54 | 55–59 | 60 и более | Всего | 50–54 | 55–59 | 60 и более | |
Экономическое активное население, всего | Мужчины | Женщины | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1992 | 70,7 | 85,3 | 56,7 | 18,8 | 78,2 | 89,8 | 79,3 | 28,5 | 64,1 | 81,5 | 38,5 | 13,1 |
1993 | 68,4 | 82,7 | 55,3 | 15,8 | 75,9 | 88,1 | 76,7 | 24,2 | 61,6 | 78,2 | 37,8 | 10,7 |
1994 | 65,9 | 79,2 | 50,4 | 12,1 | 73,5 | 85,5 | 72,2 | 18,4 | 59,1 | 73,9 | 32,8 | 8,4 |
1995 | 65,1 | 78,0 | 48,8 | 11,4 | 72,8 | 83,8 | 70,8 | 17,4 | 58,3 | 73,0 | 31,2 | 7,9 |
1996 | 63,9 | 78,2 | 47,3 | 10,5 | 71,3 | 84,2 | 69,5 | 16,3 | 57,2 | 73,1 | 29,9 | 6,9 |
1997 | 62,2 | 79,4 | 46,8 | 9,9 | 69,3 | 83,8 | 68,3 | 14,6 | 55,9 | 75,6 | 30,1 | 7,0 |
1998 | 61,1 | 79,2 | 45,3 | 9,6 | 67,9 | 83,3 | 66,3 | 14,8 | 55,1 | 75,6 | 29,0 | 6,3 |
1999 | 65,6 | 83,8 | 52,1 | 18,9 | 72,1 | 86,9 | 71,9 | 26,0 | 59,8 | 81,2 | 36,8 | 14,3 |
2000 | 65,1 | 82,8 | 52,8 | 17,3 | 71,3 | 86,7 | 71,0 | 25,0 | 59,5 | 79,4 | 38,7 | 12,3 |
2001 | 64,1 | 81,7 | 53,6 | 15,5 | 70,0 | 85,4 | 71,5 | 21,5 | 58,8 | 78,5 | 39,7 | 11,6 |
2002 | 64,9 | 82,7 | 58,7 | 17,0 | 70,2 | 85,3 | 72,4 | 23,9 | 60,2 | 80,5 | 48,0 | 12,5 |
2003 | 65,2 | 82,7 | 60,6 | 17,2 | 70,5 | 86,2 | 75,5 | 22,9 | 60,4 | 79,6 | 48,9 | 13,6 |
2004 | 65,4 | 82,2 | 60,8 | 16,6 | 70,4 | 85,0 | 75,7 | 23,2 | 60,8 | 79,8 | 49,1 | 12,5 |
2005 | 66,0 | 82,9 | 61,4 | 17,3 | 71,1 | 85,8 | 74,3 | 23,4 | 61,5 | 80,6 | 51,3 | 13,6 |
2006 | 66,3 | 83,8 | 61,5 | 17,0 | 71,3 | 85,9 | 75,4 | 23,0 | 62,0 | 82,1 | 50,5 | 13,3 |
2007 | 67,1 | 84,3 | 63,3 | 18,3 | 72,4 | 87,0 | 76,3 | 25,1 | 62,4 | 82,1 | 53,0 | 14,2 |
2008 | 67,4 | 84,5 | 62,4 | 18,6 | 73,3 | 87,3 | 76,3 | 25,0 | 62,2 | 82,1 | 51,6 | 14,7 |
2009 | 67,6 | 84,4 | 62,1 | 19,2 | 73,4 | 86,7 | 76,2 | 25,2 | 62,5 | 82,5 | 51,2 | 15,4 |
2010 | 67,7 | 85,1 | 61,8 | 19,3 | 73,8 | 87,7 | 76,3 | 25,9 | 62,2 | 83,0 | 50,7 | 15,2 |
2011 | 68,3 | 85,4 | 62,7 | 21,0 | 74,4 | 87,9 | 77,0 | 27,4 | 63,0 | 83,4 | 51,8 | 16,9 |
2012 | 68,7 | 86,3 | 63,7 | 21,1 | 74,7 | 88,7 | 77,8 | 27,7 | 63,3 | 84,3 | 52,9 | 16,9 |
2013 | 68,5 | 85,6 | 63,9 | 21,6 | 74,7 | 88,0 | 77,4 | 27,9 | 63,0 | 83,7 | 53,6 | 17,6 |
2014 | 68,9 | 86,6 | 64,0 | 22,0 | 75,1 | 89,1 | 77,9 | 27,8 | 63,3 | 84,5 | 53,3 | 18,3 |
2015 | 69,1 | 86,9 | 64,5 | 22,8 | 75,5 | 89,2 | 78,3 | 28,5 | 63,4 | 63,4 | 53,8 | 19,0 |
2016 | 69,5 | 87,7 | 65,2 | 22,7 | 75,9 | 90,1 | 79,6 | 28,1 | 63,8 | 85,7 | 53,9 | 19,2 |
2017 | 69,1 | 88,1 | 65,0 | 21,7 | 75,6 | 90,3 | 79,3 | 27,5 | 63,3 | 86,1 | 53,7 | 17,9 |
Таблица 3. Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше, Российская Федерация, %, 2017 г. / Employment rate of the population aged 15 and over, Russian Federation, %, 2017*
Всего | В том числе в возрасте, лет | ||||||||||
15–19 | 20–24 | 25–29 | 30–34 | 35–39 | 40–44 | 45–49 | 50–54 | 55–59 | 60–69 | 70 и старше | |
Всего | |||||||||||
59,5 | 5,7 | 48,7 | 83,9 | 86,0 | 88,3 | 89,9 | 89,4 | 84,5 | 62,4 | 22,5 | 2,0 |
Мужчины | |||||||||||
67,5 | 6,9 | 53,9 | 90,8 | 92,2 | 91,7 | 91,2 | 90,1 | 86,2 | 75,5 | 28,4 | 3,0 |
Женщины | |||||||||||
52,8 | 4,4 | 43,2 | 76,8 | 79,8 | 85,1 | 88,6 | 88,7 | 83,0 | 52,0 | 18,6 | 1,5 |
Представляется, что именно эта мотивация должна стать основой для определения объемов и направлений профессиональной подготовки (переподготовки) трудовых ресурсов, обеспечивающей необходимый запас знаний работникам предпенсионного возраста.
К проблемам занятости лиц старших возрастов исследователи [6, 7] относят:
Снижению указанных рисков могла бы способствовать разработка мероприятий по обеспечению «гибкого выхода на пенсию» [1]. Эта гибкость может и должна проявляться в сокращении рабочего времени и объема работы для работников предпенсионного возраста, стимулировании организации ими своего дела и т.п.
С целью оценки возможного изменения кадровой политики предприятий в отношении работников предпенсионного возраста автором организовано обследование на примере Воронежской области.
Полученные результаты позволяют заключить, что пенсионная реформа не окажет негативного влияния на рынок труда и не ухудшит положение работников предпенсионного возраста, так как кадровая политика организаций существенно не изменится (рис. 1).
Как видим, переход к гибкой занятости для работников старших возрастов не входит в число приоритетов кадровой политики, несмотря на то что именно он, по нашему мнению, является одним из наиболее перспективных.
Одновременно более 5% опрошенных уже заявили о планируемых сокращениях персонала предпенсионного возраста.
Одновременно работодатели оценили влияние повышения пенсионного возраста на кадровую политику организаций (рис. 2).
Мы полагаем, что процессы прекаризации в России во многом повторяют путь зарубежных стран [8–15], но в силу национальной специфики формируются особым образом. Прежде всего речь идет о том, что в разряд прекариев попадает работающее население.
Таблица 4. Самооценка работников стабильности работы и жизнеустройства, % к опрошенным / Employees’ estimation of work stability and living arrangement,% of respondents, % of respondents
Параметры и варианты самооценки | В среднем по массиву опрошенных | В группе респондентов старшего возраста |
Личное ощущение по поводу стабильности работы и жизнеустройства | ||
Чувствую себя в жизни достаточно уверенно | 26,3 | 19,4 |
Мое (моей семьи) положение недостаточно стабильно | 40,4 | 45,7 |
Мое (моей семьи) положение нестабильно | 17,6 | 19,2 |
Затрудняюсь ответить | 14,9 | 15,2 |
Нет ответа | ||
Что больше всего беспокоит, вызывает ощущение нестабильности | ||
Нестабильность положения организации, в которой я работаю | 20,0 | 18,2 |
Нестабильность моего положения в организации, в которой я работаю | 18,4 | 24,8 |
Неуверенность в собственной конкурентоспособности на рынке труда | 11,0 | 31,4 |
Отсутствие (недостаточность) социальной защиты работников, и моей в том числе, в нашей стране | 24,3 | 28,1 |
Сложное политическое и экономическое положение в стране | 19,2 | 20,2 |
Сложное политическое и экономическое положение в мире | 3,5 | 5,8 |
Неверие в законы, в возможность отстоять свои трудовые права | 4,7 | 6,9 |
Беспокойство за детей, их образование и трудоустройство | 15,3 | 14,2 |
Страх потерять здоровье из-за работы | 6,3 | 4,3 |
Другое | 9,0 | 8,5 |
Затрудняюсь ответить | 16,1 | 12,3 |
Нет ответа | 0,8 | 0,6 |
Практика последних десятилетий показывает, что наличие опыта работы и уровень квалификации, характерные для работников, имеющих значительный трудовой стаж, не являются страховкой от неустойчивости занятости. Для работников старших возрастов значимыми причинами воспроизводства условий прекаризации становится сохраняющаяся нестабильность жизни и ее трудовой составляющей.
Несмотря на национальные особенности формирования прекариата, в контексте данной статьи важно, что зарубежные исследователи выделяют в качестве одной из отличительных черт прекариата отсутствие гарантий, связанных с работой, а также психологические проблемы из-за статусного диссонанса [16, с. 19–20].
Мы полагаем, что одной из российских особенностей прекаризации является то, что значительные контингенты экономически активного населения – не занятого, занятого неформально, нелегально или даже криминально, выпадают из сферы государственной поддержки и регулирования. Особенно это касается лиц старших возрастов, ибо, как было показано в данной статье, для них характерна высокая экономическая активность при низком уровне занятости. В этих условиях первоочередными задачами становятся выявление, оценка масштабов неучтенных форм занятости и выработка адресных мер по минимизации угроз прекаризации для населения старшего возраста.
Для оценки рисков прекаризации работников старших возрастов можно изучить мнение этой категории занятого населения. В качестве примера применения предлагаемой методики приведем некоторые результаты зондажного исследования, проведенного в Воронежской области.
Так, среди работников предпенсионного и пенсионного возрастов гораздо выше средних значений неуверенность в отношении занятости и рабочего места (табл. 4).
Характерно, что позиция «неуверенность в собственной конкурентоспособности на рынке труда» раскрывается по массиву в целом и для работников старших возрастов, как показано на рис. 3.
Таким образом, сами работники старшего возраста считают, что наиболее слабой позицией на рынке труда для них является именно возраст, а не профессиональные знания, опыт и личные качества. Следовательно, именно возраст становится фактором, в значительной мере определяющим возможную прекаризацию занятости работников предпенсионного и пенсионного возраста. Исходя из этого должна строиться система мер государственной поддержки занятости работников старших возрастов, целью которых должно стать сохранение не занятости как таковой, а статуса и уровня оплаты труда. В этом случае можно будет говорить о предотвращении прекаризации занятости данной группы, а также о формировании «задела» для достойного социального обеспечения при выходе на пенсию по старости.
В современных условиях повышение эффективности занятости пожилых людей становится одним из ресурсов социально-экономической модернизации в нашей стране [17–19]. Это не только позволяет решить проблемы рынка труда – сохранение и поддержание высокого уровня трудоспособности населения, в том числе в пожилом возрасте, это основополагающий принцип социального обеспечения в развитых странах [1, с. 134]. Считаем, что разработка мер государственной поддержки занятости работников предпенсионного возраста должна осуществляться именно с точки зрения их влияния на улучшение последующего социального обеспечения пенсионеров. К этому необходимо добавить, что риски, характерные для граждан, уже вышедших на пенсию (в первую очередь это касается их уровня жизни), закладываются в период трудовой деятельности [1, с. 79].
Нельзя не согласиться с мнением, что «большая подверженность показателей занятости и безработицы пожилых людей изменениям на рынке труда предполагает необходимость выработки и реализации специальных мероприятий, ориентированных на данную группу населения» [4].
Мы разделяем точку зрения, что «значительная доля пожилых хотела бы оставаться экономически активной, но при этом организуя свой труд на собственных условиях, например, работая в совращенном или гибком режиме» [1, с. 98]. «Благодаря приобретенному опыту пожилые работники обычно умеют компенсировать свои возрастные недостатки и выполняют работу более профессионально, нежели молодые сотрудники. При этом различия в производительности труда между возрастными группами обычно намного меньше, чем колебания в пределах каждой возрастной группы» [20, с. 16].
Однако «механизмы адаптации людей пожилого возраста к трудовой деятельности пока не созданы» [1, с. 4]. Полагаем, что те меры, которые в настоящее время разрабатывает правительство для сохранения занятости предпенсионеров (профессиональное обучение, повышение квалификации за счет средств федерального и региональных бюджетов), должны стать определенным «мостиком» для повышения эффективности занятости тех пенсионеров, которые могут и хотят продолжать трудовую деятельность. «Социологические опросы свидетельствуют, что практически половина респондентов, достигших пенсионного возраста, хотела бы заниматься посильной трудовой деятельностью. То есть происходят изменения в мотивационных установках граждан по поводу организации их жизнедеятельности в старших возрастных группах» [20, с. 9].
Однако одним профессиональным обучением и повышением квалификации, конечно, обойтись невозможно. Мы предлагаем разработку на региональных уровнях комплексных планов («дорожных карт») по повышению трудоспособности работников пожилого возраста, что позволит максимально полно учесть особенности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Эти планы должны предусматривать системные мероприятия по улучшению здоровья и условий труда, а также совершенствованию профессиональных знаний и компетенций. Кроме того, «дорожные карты» необходимо разрабатывать с учетом документов стратегического планирования, таких как, например, стратегии социально-экономического развития и т.п. [21].
Полагаем, что осознание социумом взаимосвязи установления возрастного рубежа для права выхода на пенсию с продолжительностью трудовой жизни и готовностью государства нести затраты, связанные с поддержанием доходов и качества жизни пожилых людей [20, 22], будет минимизировать негативное восприятие отдельных положений пенсионной реформы. Другими словами, именно государство несет ответственность за обеспечение приемлемого качества трудовой жизни, включая организацию труда и материальное благосостояние наемных работников. Все значимые характеристики труда пожилых людей следует анализировать с учетом этой роли государства.
Для определения приоритетных мер поддержки занятости лиц предпенсионного возраста важны ответы работодателей (рис. 4), полученные в ходе указанного выше обследования (июль 2018 г.)
Работодатели следующим образом оценивают использование труда работников предпенсионного и пенсионного возраста. Как видим на рис. 5, наибольшие доли ответов лежат в зоне отрицательных оценок. Таким образом, несмотря на то что опрошенные не собираются менять кадровую политику своих предприятий, в целом их ответы демонстрируют, что со стороны бизнес-сообщества не сложилось позитивного восприятия занятости лиц старшего возраста.
Одновременно опрошенные в качестве наиболее перспективных форм сотрудничества с государственной службой занятости выделяют организацию эффективного трудоустройства молодых специалистов (47,9%), возрождение престижа массовых рабочих профессий (35,4%) и инженерных специальностей (21,8%), формирование банка вакантных рабочих мест для квалифицированных кадров (25,3%). Таким образом, вопросы занятости работников предпенсионного и пенсионного возраста не относятся ими к числу значимых. Только 7,0% респондентов отметили, что были бы заинтересованы в проведении обучающих семинаров для кадровых служб по вопросам поддержки занятости работников старших возрастов (для сравнения: 23,2% заинтересованы в семинарах по охране труда, 15,8% – по внедрению профстандартов и независимой оценки квалификаций, 10,9% – по практике заключения эффективных коллективных договоров и т.д.).
Учитывая описанные угрозы и риски прекаризации занятости пожилых людей, в качестве способов их минимизации предлагается комплексный подход на основе учета региональной специфики социально-экономического и демографического развития отдельных субъектов Российской Федерации. Это позволит при воплощении единства подходов к решению указанной проблемы, определенных на федеральном уровне, предоставить регионам самостоятельность для определения мероприятий, наиболее эффективных в условиях конкретных территорий. При разработке соответствующих планов мероприятий («дорожных карт») основное внимание, по нашему мнению, должно быть уделено следующим моментам:
Елена Валерьевна Маслова - кандидат филологических наук, заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Воронежской области, доцент Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия.
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.