20.03.2024
20.03.2024
Предметом исследования является контент обязательных требований нормативно правового регулирования в сфере охраны и обеспечения безопасности труда. Цель работы – оценить, насколько изменения в нормативно-правовом регулировании (НПР) отношений в сфере охраны труда позволяют влиять на темпы снижения производственного травматизма, в т.ч. с фатальными последствиями. Научная новизна состоит в синтезе модели НПР в сфере охраны труда и структурировании иерархической архитектуры контента нормативно-правовых актов (НПА), рекомендательных документов (стандартов ССБТ, чеклистов и др.) и локальных нормативных актов (ЛНА). Методами исследования выступают: анализ, систематизация, синтез, индукция, дедукция, моделирование. В ходе исследования автор получил следующие результаты: установлены взаимосвязи между элементами регулирования при синтезе модели НПР в сфере охраны труда; в рамках риск ориентированного подхода на примере нормативно-правового регулирования при работах на высоте установлена корреляция между изменением обязательных требований в правилах по охране труда (ПОТ) и уровнем смертельного производственного травматизма; предложена иерархическая архитектура контента требований охраны труда, которая неразрывно связала НПА (федерального, регионального и муниципального уровней), рекомендательные документы (стандарты ССБТ, чек-листы) и ЛНА работодателя. В статье на основе анализа смертельного травматизма на производстве с 2019 по 2022 год автором предлагаются пути совершенствования модели НПА и архитектуры контента требований в сфере охраны труда. Сделанные на основе настоящего исследования автором выводы позволяют системно и научно обоснованно подойти не только к предстоящей в 2025-2026 годах актуализации НПА и ПОТ, но и к планированию разработки новых.
Новый этап реформы государственного регулирования, контроля и надзора ознаменовало вступление в силу с 01.11.2020 г. ФЗ-247. Реализация «регуляторной гильотины» признала утратившими силу с 1 января 2021 г. нормативно-правовых актов (НПА), в которых выявили устаревшие, дублирующие и противоречащие друг другу обязательные требования. Однако, отдельные документы в полном объеме или части отдельных своих статей продолжили на определенный срок свое действие3. Федеральный закон ФЗ-247 заложил основные принципы обязательных требований, определил для вновь принимаемых НПА правила и границы соблюдения этих требований, сроки актуализации и др., по сути, став законом для других законов, постановлений, приказов, правил. Действие «регуляторной гильотины», отменившей сотни НПА, и наличие десятков временно оставленных в силе документов, очевидно, потребовало продолжения законотворческой деятельности в сфере охраны труда.
С 1 марта 2022 г. комплексным изменениям4 системного характера подвергся Х раздел «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В измененном разделе вместо 29 статей стало 38, произошло изменение нумерации статей, появились новые главы, таким образом, был осуществлен переход на принципиально новую модель управления охраной труда, реализующую риск ориентированный подход. Нормативно-правовое обеспечение регулирования в этой новой модели управления охраной труда включает актуализированные в 2022–2023 гг. законы, постановления Правительства, приказы Минтруда России и прошедшие в 2020–2021 гг. «регуляторную гильотину» правила по охране труда.
Изменения в ТК РФ для окончательного перехода на управление профессиональными рисками вmсистеме управления охраной труда обусловили разработку и введение в силу в период 2022–2023 гг. новых нормативно-правовых и рекомендательных актов. Их разработка и принятие направленно на:
В совокупности с произошедшими изменениями в рамках «регуляторной гильотины» изменения в Х Разделе ТК РФ и вступления в силу принятых подзаконных НПА завершило переход на риск ориентированный подход в области нормативно-правового регулирования (НПР) в области охраны труда.
Срок действия принимаемых в настоящее время нормативно-правовых актов законодательно установлен не более 6 лет. Обновление действующих ПОТ наступит уже в 2025 г. Разработка и принятие в 2020 г. ПОТ опередила на два-три года нормативно-правовые акты 2022–2023 гг., поэтому действующие правила по охране труда не в полной мере соответствуют риск ориентированному подходу в модели обеспечения безопасности работников на производстве, носящей профилактический и предупреждающий характер.
При подготовке к актуализации НПА важнейшим вопросом становится анализ правоприменительной практики этих НПА в контексте уровня травматизма на производстве, создание модели нормативно правового регулирования, определение по результатам этого анализа путей возможной актуализации обязательных требований в сфере охраны и безопасности труда.
Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны труда в РФ претерпело существенное изменение за два десятилетия XXI века.
Отметим, что определения нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда в действующем ТК РФ нет. В нем используется понятие
«нормативно-правовое регулирование в сфере труда», подразумевая, что «сфера труда» включает в себя «сферу охраны труда».
До начала «регуляторной гильотины» нормативно-правовое регулирование в сфере охраны труда в РФ представлялось как комплекс мероприятий системы сохранения жизни и здоровья (рис. 1).
Контент НПА, обеспечивающий реализацию этого комплекса мероприятий регулирования показан на рис. 2.
По итогам проведения «регуляторной гильотины» число нормативно-правовых актов в сфере охрана труда значительно сократилось.
В результате изменения числа и содержания НПА изменилась сама архитектура НПА и модель НПР в сфере охраны труда и обеспечения безопасности труда. Для синтеза новой модели НПР в сфере охраны и безопасности труда используем определение понятия охрана труда (статья 209 ТК РФ) и основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) (рис. 3).
Необходимо учитывать, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Поэтому такие основные направления государственной политики в области охраны труда как обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; создание условий для формирования здорового образа жизни работников являются целью функционирования НПР, а разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда обеспечивается в основном действиями непосредственно работодателей с учетом их вида деятельности, особенностей производства, материально-технического состояния основных фондов и кадрового состава.
Анализу производственного травматизма и его причин, связи его уровня с НПР в сфере охраны труда посвящены ряд исследований [1, 2, 3, 4 и др.]. Рассмотрим ретроспективные показатели производственного травматизма (рис. 4).
Максимальный темп снижения производственного травматизма наблюдался в период 2000–2006 гг. Ежегодный мониторинг производственного травматизма в РФ (рис. 4а) в период с 2000 г. и по настоящее время показывает, что темпы снижения производственного травматизма замедлились, начиная примерно с 2009 г., а в 2021 и 2022 гг. наблюдается их рост (рис. 4б, 4в).
Проанализируем более подробно, чем обусловлены высокие темпы снижения травматизма в 2000–2006 гг. в контексте проходимых в этот период изменений в законотворчестве по охране труда. В развитие Программы оздоровления условий труда (1961 г.) были приняты: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971 г.); Типовые правила внутреннего распорядка (1972 г.); Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.); Положение о технической инспекции труда (1977 г.). В 1993 г. в «Основах законодательства Российской Федерации об охране труда» государственное управление охраной труда в части осуществления надзорной и контрольной деятельности с федерального и субъектового уровней было расширено на уровень местного самоуправления. Однако, в законе отсутствовало обязательное требование о наличии специальных служб по охране труда, что переводило их создание и определение их численности в рекомендательных характер. Работодатели в сельском хозяйстве, на транспорте, на промышленных предприятиях, в строительстве сократили эти службы, посчитав, что «в случае необходимости» не наступило.
Принятие в 1999 г. Федерального закона № 181ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» кардинально повысило защищенность работника в процессе труда за счет расширения прав работника. Новые и в большем объеме обязанности работодателя позволили превентивно приступить к предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. На предприятиях вне зависимости от их форм собственности были определены условия создания служб охраны труда и право Государственной инспекции контролировать такие предприятия. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ Федеральный закон № 181-ФЗ был признан утратившим силу.
Начавший действовать с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс Российской Федерации законодательно закрепил «право отказа работника от выполнения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья, вследствие нарушений требований охраны труда». Для реализации этого права, ТК РФ установил право работника на получение достоверной информации о состоянии охраны труда и об условиях труда на своем рабочем месте. Расширил источники этой информации: работодатель, государство, общественные объединения, профсоюзы.
Кроме того, в этой редакции ТК РФ впервые были четко обозначены источники финансирования определенных мероприятий по охране труда. Например, за счет работодателя:
Сравнивая вышеперечисленные положения «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. № 5600-I, ФЗ
№181-ФЗ, Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с приведенной на рис. 3 современной моделью НПР в сфере охраны труда можно сделать вывод, что именно нормативно правовое регулирование, заложенное в положениях этих законов, в том числе обусловило снижение производственного травматизма в период 2000–2006 гг. Действующие в этот период более сотни правил по охране труда также способствовали успешной реализации НПР в сфере охраны труда.
Существенный вклад в снижение производственного травматизма в период до 2006 г. внесло НПР в обучении и проверки знаний требований охраны труда работников организаций через реализацию установленного в 2003 г. Порядка 1/296. С 2005 г. была введена дополнительная финансовая мера НПР по организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных.
Однако, после 2005 г. столь значимых решений в части НПР не принималось. Одними из последних утвержденных межотраслевых ПОТ были Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2000, Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле ПОТ РМ 0142000, Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ-012-2000. Последующее десятилетие с 2002 по 2014 гг. отметилось разработкой и принятием только одних Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2007 г.
№ 269). Появление новых технологий, оборудования, материалов, высокая скорость этих изменений открыли не только новые возможности для дальнейшего совершенствования процессов производства, появления новых инновационных СИЗ, систем видео контроля, начала цифровизации различных процессов, но и привели к появлению ранее не встречавшихся опасностей и рисков, новым причинам травматизма. Но практически два десятилетия НПР в сфере охраны труда не подпитывалось новыми НПА, учитывающих эти изменения. Поэтому реформа НПР 2020–2023 гг. стала крайне актуальна.
Из приведенных на рис. 4 данных о производственном травматизме следует, что в период 2013– 2017 гг. снижение числа несчастных случаев несколько ускорилось, а в период 2018–2022 гг. явно выраженного снижения травматизма на производстве не наблюдалось.
Проанализируем более подробно динамику травматизма 2013–2017 гг. в контексте проходимых в этот период изменений в законотворчестве по охране труда.
Выше было отмечено, что период 2002–2014 гг. были разработаны и выпущены только одни правила по охране труда (водолазные работы, 2007 г.).
Статистика несчастных случаев на производстве ежегодно фиксировала, что наибольшее число несчастных случаев по видам деятельности проходило в строительстве, по причинам – при падении с высоты, и, если рассматривать травмоопасное оборудование – в электроустановках. Поэтому разработка, обсуждение и принятие правил по охране труда возобновилось в 2013 г. с разработки и введения в действие правил по охране труда в электроустановках8 и правил по охране труда при работе на высоте. Нарушение обязательных требований по охране труда при работах на высоте приводило к числу несчастных случаев, составлявших более трети от всего числа несчастных случаев. Причем последствия этих несчастных случаев были как правило фатальны: упавший работник получал несовместимые с жизнью травмы.
Вступившие в 2015 г. Правила по охране труда на высоте (далее ПОТ №155н) отличались от ранее действующих ПОТ РМ-012-2000 принципиально новыми обязательными требованиями:
Существенно изменились обязательные требования к обучению работников и назначенных ответственных должностных лиц требованиям охраны труда при работах на высоте, безопасным методам и приемам выполнения работ.
Существенно изменены обязательные требования к наличию планов производства работ на высоте и планов действия по спасению работника и его эвакуации с высоты в случае несчастного случая.
ПОТ №155н проходили общественное обсуждение в 2013 г., были утверждены в 2014 г. и вступили в действие в 2015 г. Они стали основой для НПР для обеспечения сохранения жизни и здоровья работников, выполняющих работы повышенной опасности на высоте.
Показатели травматизма в этот период и после вступления ПОТ №155 сразу отреагировали на изменения в НПР:
Учитывая, что падения на высоте были причинами более трети всех несчастных случаев, и в основном приходились на работников, занятых в строительстве – лидере среди всех отраслей по несчастным случаям, становится понятным причина ускорения снижения общего числа несчастных случаев в целом по РФ в период 2013–2018 гг., отмеченная на рис. 4а.
Приведенный пример подтверждает корреляцию между изменением обязательных требований в рамках риск ориентированного подхода в правилах по охране труда и уровнем смертельного производственного травматизма. Подтверждает необходимость совершенствования НПР через разработку и внедрение соответствующих НПА. Пример существенного изменения ПОТ по высоте продемонстрировал как достигается приоритет сохранения жизни и здоровья работников, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в период 2019–2022 гг. проводились исследования причин смертельных несчастных случаев10. Было проанализировано 5510 несчастных случаев со смертельным исходом, из них 610 групповых несчастных случаев со смертельным исходом; 8539 причин несчастных случаев. Число погибших в этих несчастных случаях составило 5999 работников.
По материалам результатов расследования в 2022 г. 1475 случаев смертельного травматизма работников, в которых пострадало 1613 работников, были систематизированы выявленные исследованием нарушения нормативно-правовых актов (рис. 5).
По полученным данным можно сделать вывод о наиболее чувствительных причинно-следственных связях между нарушениями обязательных требований НПА и предпосылками к смертельному несчастному случаю – это Трудовой кодекс РФ (27,09%); локальные нормативные акты (26,46%), в т.ч. инструкции по охране труда, должностные инструкции, приказы по предприятию; Правила по охране труда (24,76%).
По результатам проведения «регуляторной гильотины» не только существенным образом сократилось число нормативно правовых актов по охране труда, но и изменилось их содержание, про-изошло разделение НПА по видам органов надзора и контроля, исключение дублирования требований охраны труда, промышленной безопасности, санитарно-гигиенических норм.
В рамках риск ориентированного подхода избыточное административное давление через надуманные и избыточные обязательные требования стало сокращаться, НПА в полном или частичном содержании стали трансформироваться в рекомендательные документы и вместо типовых стали вводится примерные положения, например, положение системы управления охраной труда.
Согласно ст. 209 ТК РФ весь контент требований охраны труда состоит из государственных нормативных требований охраны труда и требований охраны труда, установленных локальными нормативными актами работодателя. В свою очередь, согласно ст. 212 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, как федеральных органов исполнительной власти, так нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Учитывая выше сказанное, синтезируем современную архитектуру НПА (рис. 6).
Иерархический характер синтезированной структуры реализует принцип верховенства и соподчиненности нормативных правовых актов разной юридической силы.
В самом верхнем уровне иерархического строения синтезированной архитектуры НПА в сфере охраны труда – Конституция РФ, ниже находятся Трудовой кодекс РФ и смежные с трудовым правом кодексы и федеральные законы, в том числе:
Федеральные законы:
На этом же иерархическом уровне синтезированной архитектуры расположены федеральные законы, вводящие соответствующие Технические регламенты, например ТР ТС 019 «О безопасности СИЗ».
Постановления и Распоряжения Правительства в архитектуре НПА в сфере охраны труда реализуют цели государственного управления охраной труда, а также реализации и защиты прав граждан в области охраны труда в соответствии со ст. 211.1.ТК РФ.
Приказы Минтруда, приказы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, реализуют цели государственного управления охраной труда в рамках ст. 211.2 и 211.3 ТК РФ, устанавливая правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности:
Национальные стандарты безопасности труда включены в архитектуру НПА в сфере охраны труда, как элементы с рекомендательными требованиями, согласно ст. 212 ТК РФ, содействующие соблюдению правил по охране труда. Применение ряда стандартов ССБТ (Системы стандартов безопасности труда) обеспечивает соблюдение требований соответствующих технических регламентов. В настоящее время в перечне национальных и межгосударственных стандартов безопасности труда, относящихся к области деятельности Технического комитета по стандартизации ТК 251 «Безопасность труда», присутствуют 191 стандарт. Все эти стандарты
подлежат актуализации.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов). Данный фрагмент архитектуры НПА в сфере охраны труда представляет контент из 79 документов в соответствии с Приказом Роструда от 01.02.2022 № 20 (ред. от 21.08.2023) «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Локальные нормативные акты работодателей (ЛНА). Данный фрагмент архитектуры НПА в сфере охраны труда представляет контент из правил (стандартов), инструкций и иных документов по охране труда для работников, которые разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Анализируя положения ФЗ №247 в отношении запрета дублирования обязательных требований и невозможности дублирования требований, относящихся к разным видам органов надзора и контроля, и, учитывая отсутствие этих ограничений для ЛНА, можно сделать вывод, что именно комплексными ЛНА являются в рамках риск ориентированного подхода теми документами, которые в полном объеме могут обеспечить безопасность труда и сохранение жизни и здоровья работников. В рамках системы управления охраной труда работодатели, обоснованно объединяя в ЛНА требования охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, а также организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, формируют акты комплексной производственной безопасности.
Итак, проведенная в период 2020–2021 гг. «регуляторная гильотина» позволила существенно сократить и содержательно переработать правила по охране труда (ПОТ).
До «регуляторной гильотины» правила делились на отраслевые и межотраслевые ПОТ. Такая классификация устанавливалась Кодексом законов о труде Российской Федерации. С вступлением в силу Трудового Кодекса такое деление было исключено. Однако, необходимость в структурировании перечня правил по охране труда по прежнему существует. В первую очередь она необходима при планировании разработки новых правил. Очевидно, что в основу планирования должен быть положен анализ травматизма.
Анализ причин смертельных несчастных случаев, вызванных нарушением требований правил по охране труда, представлен на рис. 7.
Более 50% нарушений приходится на три правила по охране труда, а именно: № 782н ПОТ при работе на высоте (20,56%); № 883н ПОТ в строительстве, реконструкции и ремонте (20,13%); № 903н ПОТ при эксплуатации электроустановок (15,20%).
Анализ результатов расследования смертельного травматизма за 2020–2022 гг. позволяет выявить также распределение числа погибших в смертельных несчастных случаях по видам экономической деятельности (рис. 8).
В табл. 1 приведены ряд действующих ПОТ, соотнесенных конкретным видам экономической деятельности. Виды экономической деятельности упорядочены в последовательности в соответствии с результатами расследования смертельного травматизма на производстве. Из таблицы следует, что не все действующие ПОТ можно однозначно отнести к конкретному виду деятельности.
Выше отмечалось, что классификация (структурирование контента ПОТ) действующих в настоящее время ПОТ нормативно-правовыми актами законодательно не уставлена. Однако, условное отнесение (рис. 9) ПОТ к ПОТ по условиям работ, по видам работ и по видам деятельности было методически предложено автором в 2021 г.
Отнесение всех действующих ПОТ по видам деятельности невозможно. Во-первых, не ясно какое погружение в классификатор видов экономической деятельности необходимо и достаточно, какой код по ОКВЭД использовать. В табл. 1 классификация была проведена по разделам ОКВЭД. Там, где правила строились по видам деятельности или отраслевому (ведомственному) принципу, классификация ПОТ легко воспринимает коды ОКВЭД: сельское хозяйство, легкую промышленность, дорожные строительные и ремонтно-строительные работ, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.
Таблица 1. Соотнесение правил по охране труда видам экономической деятельности / Correlation of occupational health and safety rules to types of economic activity.
ОКВЭД / OKVED | Наименование / Section description | Номер приказа об утверждении ПОТ / Order number for approval of OHS rules |
---|---|---|
Раздел F | Строительство | ПОТ № 882н, ПОТ № 833н, ПОТ № 882н, ПОТ № 884н, ПОТ № 872н ПОТ № 849н |
Раздел C | Обрабатывающие производства | ПОТ № 887н ПОТ № 776н ПОТ № 901н |
Раздел H | Транспортировка и хранение | ПОТ № 743н, ПОТ № 871н, ПОТ № 814н, ПОТ № 886н, ПОТ № 652н ПОТ № 721н ПОТ № 836н |
Раздел A | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | ПОТ № 644н, ПОТ № 746н, ПОТ № 866н, ПОТ № 859н ПОТ № 858н |
Раздел B | Добыча полезных ископаемых | ПОТ № 781н |
Раздел G | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | ПОТ № 915н |
Раздел D | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | ПОТ № 924н, ПОТ № 903н |
Раздел M | Деятельность профессиональная, научная и техническая | |
Раздел O | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | |
Раздел E | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | ПОТ № 758н |
Раздел N | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | ПОТ №815н |
Раздел K | Деятельность финансовая и страховая | |
Раздел L | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | |
Раздел Q | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | ПОТ № 928н |
Раздел P | Образование | |
Раздел S | Предоставление прочих видов услуг | |
Раздел J | Деятельность в области информации и связи | ПОТ № 867н |
Раздел R | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | ПОТ №914н |
Раздел I | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | разрабатывается |
Раздел T | Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров | |
Раздел U | Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
Интересно, что за рубежом практикуют другой подход, например, Конвенция МОТ №14812. В ее основу положен риск ориентированный подход о наличии рисков, вызываемые вредными производственными факторами – загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах.
Правоприменительная практика действующих ПОТ порождает ряд вопросов научно-методического обоснования их актуализации, в том числе:
Таблица 2. Классификация правил по охране труда / Classification of occupational health and safety rules.
№ | Наименование правил по охране труда / Occupational health and safety rules |
Комментарий / Comments |
---|---|---|
По видам работ (отдельным технологическим процессам и использованию отдельных видов инструмента, механизмов и оборудования) | ||
1. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при нанесении металлопокрытий» от 12.11.2020 № 776н | |
2. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» от 18.11.2020 № 814н | |
3. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» от 28.10.2020 № 753н | |
4. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования» от 27.11.2020 № 833н | |
5. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями» от 27.11.2020 № 835н | |
6. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ» от 02.12.2020 № 849н | |
7. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ» от 11.12.2020 № 884н | |
8. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов» от 11.12.2020 № 887н | |
9. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при производстве строительных материалов» от 15.12.2020 № 901н | |
10. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов» от 16.12.2020 № 915н | |
11. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества» от 19.11.2020 № 815 | |
По видам деятельности (использование ОКВЭД) | ||
1. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности» от 16.11.2020 № 780н | |
2. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве» от 29.10.2020 № 758н | |
3. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве» от 27.10.2020 № 746н | |
4. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ» от 23.09.2020 № 644н | |
5. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» от 27.11.2020 № 836н | |
6. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в целлюлознобумажной и лесохимической промышленности» от 04.12.2020 № 859н | |
7. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве, реконструкции и ремонте» от 11.12.2020 № 883н | |
8. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ» от 11.12.2020 № 882н | |
9. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов» от 04.12.2020 № 858н | |
10. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции» от 07.12.2020 № 866н | |
11. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при проведении полиграфических работ» от 27.11.2020 № 832н | |
12. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях» от 18.12.2020 № 928н | |
13. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, в зоопарках и океанариумах» от 16.12.2020 № 914н | |
По объектам, в том числе опасным производственным объектам (ОПО) | ||
1. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» от 15.12.2020 N 903н Изменения 29 апреля 2022 №279 | |
2. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» от 17.12.2020№ 924н | |
3. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта» от 25.09.2020 № 652н | |
4. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в метрополитене» от 13.10.2020 №721н | |
5. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в организациях связи» от 07.12.2020 № 867н | |
6. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» от 09.12.2020 № 871н | |
7. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда на городском электрическом транспорте» от 09.12.2020 № 875н | |
8. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов» от 09.12.2020 № 872н | |
9. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны» от 11.12.2020 № 881н | |
10. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта» от 11.12.2020 № 886н Изм. 05 октября 2021 г. № 671 | |
11. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах» от 15.06.2020 № 343н | |
По условиям труда, в том числе вредным производственным факторам и опасностям | ||
1. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при производстве цемента» от 16.11.2020 № 781н | |
2. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» от 16.11.2020 № 782н | |
3. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации» от 27.11.2020 № 834н | |
4. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах» от 15.12.2020 № 902н | |
5. | Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при проведении водолазных работ» от 17.12.2020 № 922н | |
6. | Правила по охране труда при работах в условиях воздействия виброакустических факторов https://regulation.gov.ru/Regu... |
В разработке ID проекта 02/08/06-23/00139367 Дата создания 21 июня 2023 г. |
7. | Правила по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата https://regulation.gov.ru/Regu... |
ID проекта 02/08/04-23/00137216 Дата создания 3 апреля 2023 г. |
В целях научно-методического обеспечения планируемой в 2025 г. и далее актуализации действующих ПОТ предлагается следующая классификация ПОТ (табл. 2):
Предлагаемая классификация учитывает и плановые разработки ПОТ. Предложенная классификация методически обеспечит вариативность содержания каждых ПОТ. Упрощает выполнение требования ст. 214. ТК РФ в части обязанности работодателя по ведению реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов.
Стагнация темпов снижения уровня производственного травматизма требует дальнейшего совершенствования нормативно правового регулирования в сфере охраны труда в Российской Федерации.
Проведенный анализ причин производственного травматизма, результатов «регулятивной гильотины» 2020–2021 гг., результатов изменения внесенных в период 2022–2023 гг. в Х раздел Трудового Кодекса Российской Федерации и в соответствующие подзаконные нормативно правовые акты, позволяет сделать следующие выводы:
Игорь Викторович Цирин – кандидат технических наук, доцент, Почетный работник образования города Москвы, ведущий научный сотрудник Центра исследований охраны труда и здоровья ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, Москва, Россия.
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.