Блог

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты исследования взаимодействия органов службы занятости с работодателями на основе применения регистров получателей государственных услуг и общероссийской базы вакансий «Работа в России» с учетом анализа прогрессивного зарубежного опыта. 

Цель статьи – обоснование предложений по совершенствованию информационного взаимодействия органов службы занятости с зарегистрированными безработными и работодателями. Анализ применения информационных технологий в сфере регулирования занятости на примере США, Англии, Германии, Республики Индии через цифровые платформы талантов, поисковые информационные системы, платформы по регулированию онлайн занятости, технологии «больших данных» позволил выявить пять прогрессивных направлений развития, которые целесообразно применить в российской практике: совершенствование государственного регулирования; предоставление государственных услуг на основе современного информационно-технологического обеспечения с учетом последних достижений науки и техники; адресность создания и реализации информационных платформ; информационно-технологическое обеспечение оперативного анализа рынка труда в интересах различных категорий социально уязвимых граждан, безработных, работодателей; взаимосвязь информационных систем с порталами других ведомств, образовательных учреждений, социальных институтов. 

Для исследования изучена результативная практика профилирования зарегистрированных безработных в Республике Татарстан (итоги 2016 г.), а также Федеральные государственные стандарты государственных услуг в области содействия занятости населения через оценку возможностей предоставления государственных услуг в электронном виде (июль 2018 г.). Проанализирована возможность расширения взаимосвязи с работодателями, включая крупнейших, и кадровыми агентствами. Использованы результаты опроса 1013 специалистов центров занятости населения в 20 субъектах Российской Федерации, проведенного Российским государственным социальным университетом в июле-октябре 2018 г. В результате предложены меры, включающие модифицированную модель государственного содействия занятости населения с обеспечивающими мерами законодательно-нормативного и методического характера, а также техническими по созданию и развитию единой общероссийской базы данных трудовых ресурсов и совершенствованию межведомственного электронного взаимодействия.

ВВЕДЕНИЕ

Авторами ранее исследовано влияние различных факторов на регулирование занятости: макроэкономического уровня – изучалось соотношение затрат на активную и пассивную политику занятости в России и зарубежных странах [1]; комплекса влияющих причин – законодательно-нормативных, кадровых, методических, финансовых, межведомственного взаимодействия, предоставления государственных услуг в электронной форме, через анализ экспертной оценки деятельности современной службы занятости населения, прозвучавшей на сессии «Модернизация служб занятости населения. Служба занятости 2.0», проведенной 15 сентября 2017 г. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых программ» при участии Минтруда России, Роструда, Минэкономразвития, Ворлдскиллс России, служб занятости населения субъектов России [2]. В настоящей статье проведен сравнительный анализ зарубежной практики применения информационных технологий в регулировании занятоcти и российский опыт использования информационных систем во взаимодействии органов службы занятости и работодателей: регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения и Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

Исследование по указанным двум направлениям проведено с учетом поставленных в 2018 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию следующих задач: 1) использование цифровых технологий в работе социальных объектов и 2) обеспечение в течение шести лет предоставления практически всех государственных услуг в режиме реального времени с помощью дистанционных сервисов, принимая во внимание рассмотренные в данной статье передовые достижения зарубежной практики в данной области.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАНЯТОСТИ

Цифровые платформы талантов

Широкое развитие за рубежом получили интерактивные платформы талантов [3, 4], которые достаточно эффективно минимизируют неформальную занятость (прекаризацию) и ее крайнюю форму – безработицу. Функциональные возможности указанных платформ включают: предоставление вакансий с учетом полного и неполного рабочего дня, разработку онлайн-резюме заявителя, предоставление расширенных сравнительных характеристик при реализации поиска талантов, а также возможности работы направление соискателями исчерпывающей персональной информации со сведениями о трудовом опыте, навыках, умениях достижениях и т.д. (CareerBuilder, Glassdoor, Indeed, LinkedIn, Monster, Vault, Viadeo, Xing).

По данным Международной консалтинговой компании McKinsey (исследованы рынки труда 160 стран), цифровые интеллектуальные платформы талантов к 2025 г.: а) позволят создать свыше 72 млн рабочих мест; б) принесут более $2,7 трлн в общемировой ВВП; в) увеличат число своих пользователей до 540 млн человек и более; г) сократят продолжительность безработицы более чем для 230 млн человек; д) дадут возможность свыше 60 млн человек найти работу с учетом их запросов.

Наиболее популярными по уровню охвата населения являются порталы Linkedln (400 млн пользователей 150 отраслей 200 стран [5]), CareerBuilder, Monster. В чем их преимущество: они предоставляют востребованную пользователями и доступную информацию с подробным описанием предлагаемой работы, необходимых навыках, предыдущие работодатели, даты принятия и увольнения с работы, включая, зачастую, данные о трудовой мобильности соискателей. Информация, содержащаяся в вакансиях работодателей, также носит детализированный характер и включает: уровень заработной платы, необходимые требования к соискателям, данные по рынку труда, помогающие оценить уровень спроса на предлагаемую рабочую силу и безработицу [6].

Поисковые информационные системы

Инновационным явлением в сфере информационных технологий по регулированию занятости является функционирование американских поисковых систем – Burning Glass Technologies и Indeed. com, интегрирующих в Интернете совокупные данные о трудовой занятости.

Компания Indeed. Com [4] ежедневно имеет свыше 200 млн посетителей. Основные направления деятельности включают сортировку списков вакансий, и предложение их пользователю в ответ на запрос. При этом происходит обработка информации из многочисленных веб-сайтов, включая компаний-работодателей, кадровых фирм, порталов по трудоустройству, которые на считывают тысячи источников.

Бостонская компания Burning Glass Teсhnologies [4] для анализа динамики рынка труда применяет технологии искусственного интеллекта с выполнением следующих функций: анализ объявлений о работе, отслеживание карьерных перемещений. Счет источников информации идет на сотни миллионов.

В итоге формируются результаты, имеющие стратегический характер для данного реального времени, в частности, информация о наиболее востребованных рабочих местах; специальных навыках кандидатов, интересных работодателям; сферах занятости и компаниях с наилучшими возможностями для реализации карьерного потенциала работников.

Платформы по регулированию онлайн занятости в рамках цифровой экономики

К таким платформам относятся Uber, LYFT, TaskRabbit, UpWork и Amazon Mechanical Turk [7]. Например, Upwork предлагает глобальную площадку по поиску работы, ряд программных продуктов для работодателей, желающих нанять и сотрудничать с удаленными специалистами. Amazon Mechanical Turk дает работодателям возможность предлагать многообразие преимущественно простых заданий широкому кругу пользователей [8].

Несколько направлений и конкретных примеров реализации принципа аутсорсинга в сфере содействия занятости, с применением интернет-платформ.

Первая группа направлений включает: оказание помощи в преодолении бедности, социальной незащищенности, реализуемых посредством предоставления работы женщинам, жителям сельской местности и инвалидам, представляющим наиболее социально уязвимые категории населения. Показателен пример государственной помощи (индийский штат Керал, проект «Кудумбашри»), связанный с передачей кооперативам, объединяющих женщин из малоимущих семей, подавляющее большинство которых никогда не работало вне дома, на аутсорсинг сервисов, оборудованных на основе информационных технологий.

Вторая группа применения аутсорсинга носит межстрановый характер. Речь идет о сервисах Samasource и Rural Shores, в рамках которых осуществляется межконтинентальное взаимодействие из США и Великобритании с жителями Уганды, Индии, Ганы, Гаити, Кении.

Технологии «больших данных» (Big Data)
Ключевое направление совершенствования информационных технологий

Эти технологии представляют собой быстродействующий и результативный инструмент для работы с информацией особенно больших объемов. Апробировано несколько областей применения в регулировании рынка труда.

Во-первых, указанные технологии позволяют производить в целях трудоустройства сопоставительный анализ персональных данных соискателей на квалифицированные вакантные рабочие места по их уровню образования и квалификации, соизмеряя процесс замещения вакансий с потребностями экономики.

Во-вторых, помогают вести подготовку «квалификационного профиля» с учетом сведений об образовании, опыте работы, личных качествах и интересах соискателей, осуществляют его доведение до установленных работодателем требований.

В-третьих, технологии «больших данных» способствуют тому, чтобы поднять на новый качественный уровень профессиональную и образовательную ориентацию потребителей за счет обеспечения колледжей и университетов, консультантов и политиков, других заинтересованных лиц, исчерпывающей информацией по карьерному росту. Фактически решается проблема поиска необходимого компромисса между запросами соискателя и потребностями работодателя.

В-четвертых, удается добиваться адресной социальной поддержки. Показателен в этой связи пример Министерства труда Германии, которое, применяя указанные технологии, уменьшило число поступающих заявок на выдачу пособий по безработице на 20%, своевременно реагируя на необоснованность причин выплат. В итоге удалось сократить расходы на 10 млрд. евро [7].

Зарубежный опыт в сфере информационной координации предоставления социальных услуг населению проанализирован в работе [9]. Влияние информационных технологий на динамику занятости за рубежом исследовано в [10–19].

Анализ зарубежного опыта использования информационных технологий в регулировании занятости позволяет обосновать направления, применение которых целесообразно использовать в отечественной практике. Речь идет о: 1) совершенствовании государственного регулирования в рассматриваемой сфере; 2) предоставлении государственных услуг на основе современного информационно-технологического обеспечения с учетом последних достижений науки и техники, качественных характеристик предоставляемых сервисов; 3) адресности (применительно к целевой аудитории) создания и реализации информационных платформ; 4) информационно-технологическом обеспечении оперативного анализа рынка труда, его потребностей, ожиданий работодателей, предпочтений безработных, соискателей, желающих изменить характер работы, различных категорий социально уязвимых граждан; 5) взаимодействии информационных систем, регулирующих занятость, с порталами других ведомств, образовательных учреждений, социальных институтов. 

Влияние информационных технологий на динамику занятости в России проанализировано в [10, 20–24].

Исследование возможностей влияния современных российских информационных технологий на занятость населения проведено в [3,20], где рассматриваются проблемы прекаризации (неформальной занятости) и безработица как крайняя форма ее проявления. В настоящей статье основной категорией содействия занятости являются зарегистрированные безработные в государственных центрах занятости. Следовательно, реализуется первое направление зарубежного опыта использования информационных технологий в регулировании занятости, применение которого целесообразно использовать в отечественной практике, – совершенствование государственного регулирования в рассматриваемой сфере.

В этой связи выбраны наиболее значимые для современных органов службы занятости во взаимодействии с работодателями электронные системы: регистры получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения и общероссийская база вакансий «Работа в России».

ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИСТРОВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Указанный информационный ресурс применяется для предоставления государственных услуг с области содействия занятости населения, а также эффективного расходования средств, которые направляются на: а) исполнения полномочий в рассматриваемой сфере; б) выполнение переданного полномочия обеспечения социальных выплат безработным гражданам.

Законодательно-нормативное обеспечение

Ст. 16.1. «Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения» Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) установлено содержание информации регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения в отношении работодателей (как и физических лиц). Приказом Минздравсоцразвития России от 08.11.2010 № 972н (ред. от 21.04.2017) «О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений» определены состав, последовательность административных процедур (действий) центров занятости населения при предоставлении государственной услуги в части содействия работодателям в подборе необходимых работников.

Содержание проблемного поля

Первое. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) не предусматривает практику профилирования целевой аудитории, что затрудняет принятие обоснованного решения работниками службы занятости и работодателями в отношении зарегистрированных безработных. Об этом свидетельствуют экспертные предпочтения реализации нормативной инициативы – подготовки проекта приказа Минтруда «Об утверждении единого стандарта профилирования получателей государственных услуг в области содействия занятости населения», по результатам опроса 1013 специалистов органов службы занятости в 20 субъектах РФ (проведен Российским государственным социальным университетом) [21], которые оценены на высоком уровне с присвоением второго рейтинга. В большинстве субъектов Российской Федерации не используются передовые зарубежные и отечественные практики, накопленные, например, Федеральным агентством по труду Германии (обсуждалось на Сессии «Модернизация служб занятости населения. Служба занятости 2.0» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых программ» в 2017 г.) и в Республике Татарстан, где в рамках реализации специальных программ (2016), профилировано 37 711 безработных граждан, что составляет 92,4% от признанных в указанном периоде безработными. При этом интерес представляют два аспекта инновации Республики Татарстан:

1. Сама методика профилирования на основе формирования четырех профильных групп: группа «А» – имеющие достаточно высокий потенциал трудоустройства, готовы приступить к работе в короткий срок (востребованные и мотивированные); группа «БП» – степень мотивации к трудовой деятельности достаточно высокая, готовы приступить к работе в короткий срок, но испытывают сложности в поиске работы, имеют низкий потенциал трудоустройства (мотивированные, но невостребованные); группа «БМ» – имеют достаточно высокий потенциал трудоустройства, но не готовы приступить к работе немедленно (востребованные, но не мотивированные); группа «В» – имеют низкий потенциал трудоустройства, степень мотивации к трудовой деятельности низкая или отсутствует (невостребованные и немотивированные). Как видим, критерий «профилирование» имеет две оси измерения: первая – мотивированность, вторая – востребованность;

2. Меры по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе, включая реализацию специальных программ со следующими направлениями работы:

  • направление на профессиональное обучение;
  • получение государственной услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • Получение государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Фактически завершено рассмотрение третьего направления прогрессивного зарубежного опыта использования информационных технологий в регулировании занятости, который авторами статьи признан целесообразным для использования в отечественной практике. Речь идет об адресности (применительно к целевой аудитории) создания и реализации информационных платформ.

Изменение содержания используемой информации, обусловленное проведением профилирования, актуализирует и взаимосвязанную техническую проблему развития регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Имеются в виду технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в данной государственной информационной системе, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации. Указанный элемент рассматриваемого проблемного поля представляет второе направление прогрессивного зарубежного опыта использования информационных технологий в регулировании занятости, применение которого целесообразно использовать в отечественной практике: предоставление государственных услуг на основе современного информационно-технологического обеспечения с учетом последних достижений науки и техники, качественных характеристик предоставляемых сервисов.

Совершенствование регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, распространение передовой практики субъектов Российской Федерации по профилированию зарегистрированных безработных граждан целесообразно вести по правовому, методическому, техническому и обучающему направлениям, учитывая, что результаты опроса специалистов органов службы занятости [25] и высказанные мнения представителей служб занятости населения регионов на Сессии «Модернизация служб занятости населения. Служба занятости 2.0» говорят о недостаточном использовании для них дополнительного профессионального обучения и обмена опытом эффективной практикой.

Второе. Упомянутым приказом Минздрав соцразвития России от 08.11.2010 № 972н (ред. от 21.04.2017) предусмотрено предоставление государственной услуги для лиц, сведения о которых содержатся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе и в электронной форме. Например, работодателям указанной категории обеспечивается возможность подачи сведений о потребности в работниках посредством Единого или регионального портала с подтверждением простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи». Для граждан рассматриваемой категории обеспечивается возможность получения с использованием средств, в частности электронной связи, информации о поступлении от работодателя сведений о наличии свободного рабочего места (вакантной должности) при условии соответствия уровня профессиональной подготовки гражданина требованиям работодателя к исполнению трудовой функции [работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности] с предложением в течение 3 дней посетить государственное учреждение службы занятости населения. При этом заявителям в ходе предоставления государственной услуги обеспечивается возможность проведения собеседований посредством в том числе видеосвязи с использованием сети Интернет.

Вместе с тем предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населению в электронной форме не получило своего необходимого развития из-за ограниченных возможностей предоставления в электронном виде Федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения [ст. 15.1. Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»]. Оценка таких возможностей представлена в таблице.

Как видим по данным таблицы, из 9 федеральных стандартов государственных услуг в содействии занятости населения у 4 государственная услуга в электронной форме не предоставляется, у остальных 5 реализуется частично на уровне получения первичной информации. Таким образом, можно говорить лишь о частичном выполнении п. 3 подп. 2 ст. 15.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части разработки особенностей выполнения административных процедур (действий) в электронной форме. Выявленная проблема проявляется в региональных аналогичных документах – административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости [пример: Административные регламенты//Сайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. 

Следовательно, актуально внесение изменений в федеральные государственные стандарты государственных услуг содействия занятости населения для решения задачи совершенствования использования информационных систем, обеспечивающих взаимодействие органов службы занятости с работодателями в части подачи сведений работодателями о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ БАЗЫ ВАКАНСИЙ «РАБОТА В РОССИИ»

Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Система) является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию. Система состоит из федерального и региональных сегментов, а также подсистем.

Законодательно-нормативное обеспечение

Федеральным законом от 22.12.2014 № 425–ФЗ были внесены поправки в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающие создание Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в Системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 25 Закона о занятости).

Порядок формирования, ведения и модернизации системы, а также перечень информации, содержащейся в ней, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 885.

Рис. 1 / Fig. 1. ТОР-10 наиболее востребованных среди опрошенных специалистов органов службы занятости населения крупнейших и крупных работодателей, которых целесообразно подключить в Общероссийской базе вакансий «Работа в России» [25]

Источник / Source: составлено авторами на основе результатов опросов органов службы занятости в 20 субъектах Российской Федерации по вопросам исследования способов и форм их взаимодействия с работодателями. М.: РГСУ, 2018

Содержание проблемного поля

На основе материала доклада об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2017 г. и задачах на 2018 г. необходимо отметить, что работа по совершенствованию и развитию Общероссийской базы вакансий «Работа в России» в полной мере обеспечивает информирование работодателей и физических лиц об условиях жизни и работы в субъектах Российской Федерации и является крупнейшей базой вакансий в стране. По состоянию на 31 декабря 2017 г. (с момента запуска портала в промышленную эксплуатацию 3 июля 2015 г.) общее число посетителей портала составило 44 млн пользователей, общее число просмотров – 600 млн человек, ежедневно портал посещают более 145 тыс. посетителей. На конец 2017 г. на портале размещена информация о 1,22 млн рабочих мест и 357 тыс. вакансий, 524 тыс. резюме соискателей, а также 70 тыс. работодателей, зарегистрировавшихся самостоятельно. 

73% респондентов, отвечая на вопрос: «Насколько актуальна информация о вакансиях, размещенная работодателем в информационной системе “Работа в России“?», отметили: «всегда актуальна» (29%) и «как правило, актуальна» (44%) [25].

Основными проблемами применения Общероссийской базы вакансий в 2017 г. являлись: а) расширение взаимосвязи с работодателями, включая крупнейших; б) кратное увеличение числа пользователей; в) улучшение сервисного обеспечения работы Общероссийской базы вакансий, в том числе с учетом развертывания процесса внедрения элементов цифровой экономики в содействии занятости населения; г) сегментация информации о целевой аудитории для работодателей в целях более полного удовлетворения их кадровых ожиданий от взаимодействия с органами службы занятости населения; д) внедрение предоставления онлайн государственных услуг в сфере содействия занятости населения; е) развитие указанной электронной системы, технологическое объединение ее информационных потоков с системами других ведомств. Фактически перечислены все сформулированные в статье направления передового зарубежного опыта использования информационных технологий в сфере регулирования занятости, которые авторами определены как востребованные для российской практики.

Таким образом, актуальным для совершенствования использования Общероссийской базы вакансий в 2018 г. является продолжение работы по указанным проблемным направлениям 2017 г.

Таблица 1. Федеральные государственные стандарты государственных услуг в области содействия занятости населения: оценка возможностей их предоставления в электронном виде / Federal state standards of public services in employment promotion: assessment of possibilities to provide public services in electronic form

Источник / Source таблица составлена авторами статьи / table compiled by the authors.
№ п/п Наименование Федерального государственного стандарта государственной услуги в области содействия занятости населения и утвердивший его приказ Минтруда России Возможность предоставления государственных услуг в электронном виде
1 Приказ Минтруда России от 13 ноября 2012 г. № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (с изменениями и дополнениями от 27 ноября 2017 г.) Частичная
2 Приказ Минтруда России от 23.08.2013 № 380н (ред. от 27.09.2017) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» Частичная
3 Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» Государственная услуга в электронной форме не предоставляется
4 Приказ Минтруда России от 24.12.2013 № 773н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» Государственная услуга в электронной форме не предоставляется
5 Приказ Минтруда России от 09.01.2013 № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» Государственная услуга в электронной форме не предоставляется
6 Приказ Минтруда России от 09.01.2013 № 3н (ред. от 13.02.2017) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» Государственная услуга в электронной форме не предоставляется
7 Приказ Минтруда России от 7 марта 2013 г. № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (с изменениями и дополнениями от 16 июня 2018 г.) Частичная
8 Приказ Минтруда России от 11.02.2013 № 52н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ» Частичная
9 Приказ Минтруда России от 12.02.2013 № 58н (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» (с изменениями и дополнениями от 7 сентября 2015 г.) Частичная

Рис. 2 / Fig. 2. ТОР-10 наиболее востребованных среди опрошенных специалистов органов службы занятости населения коммерческих порталов по поиску и подбору работы для подключения к Общероссийской базе вакансий «Работа в России» [25]

Источник / Source: составлено авторами на основе результатов опросов органов службы занятости в 20 субъектах Российской Федерации по вопросам исследования способов и форм их взаимодействия с работодателями. М.: РГСУ, 2018

Расширение взаимосвязи с работодателями и кадровыми агентствами

Итоги опроса 1013 специалистов в органах службы занятости населения 20 субъектов РФ, проведенного Российским государственным социальным университетом [25], показали, что подавляющее большинство респондентов (77%) не подтвердили наличие известных крупных работодателей регионов, коммерческих порталов по поиску и подбору работы, которые пока не участвуют в поставках информации в Общероссийскую базу вакансий «Работа в России». Вместе с тем значительные резервы еще есть: 23% опрошенных высказали положительное мнение о наличии таких субъектов. Более того, ответы 16% работников центров занятости населения, участвующих в опросе, носили категорический характер и заключались в следующем: «не знаю», «нет информации», «затрудняюсь ответить», «мне неизвестны», «не имею сведений», что говорит о наличии системной проблемы во взаимодействии службы занятости населения с крупными работодателями, а также с кадровыми агентствами.

В этой связи Роструду целесообразно продолжить заключение соглашений о взаимодействии с основными поставщиками информации на портал «Работа в России», для чего можно использовать полученные результаты в ходе проведенного опроса специалистов службы занятости населения – 13% респондентов дали свои предложения, которые отражены на рис. 1 и 2. Установлено 10 наиболее востребованных среди опрошенных специалистов органов службы занятости населения: а) крупнейших и крупных работодателей (рис. 1, б), коммерческих порталов по поиску и подбору работы – рис. 2, которых, по их мнению, целесообразно подключить к Общероссийской базе вакансий «Работа в России»

Рис. 3 / Fig. 3. Экспертная оценка востребованности внедрения сервиса профилирования зарегистрированных безработных в информационной системе Общероссийской базы вакансий [25]

Источник / Source: составлено авторами на основе результатов опросов органов службы занятости в 20 субъектах Российской Федерации по вопросам исследования способов и форм их взаимодействия с работодателями. М.: РГСУ, 2018

На рис. 1 видно, что наибольшие предпочтения вызывают крупнейшие и крупные работодатели нефтегазовой и банковской сфер, операторы мобильной связи, сети продовольственных магазинов и предприятий агропромышленного сектора экономики. Среди субъектов Российской Федерации ТОР-10 крупнейших и крупных работодателей доминирует г. Москва в силу развитой экономической сферы, наличия большого количества рабочих мест; 16% респондентов из общего числа опрошенных (1013 специалистов служб занятости населения) отметили, что регион представлен наиболее массово.

На рис. 2 число предложений от опрошенных экспертов в разрезе коммерческих порталов по
поиску и подбору работы для подключения к Общероссийской базе вакансий «Работа в России» до
8 раз превосходит высказанные мнения по работодателям. Вместе с тем Рострудом также заключены соглашения о взаимодействии с коммерческими порталами по поиску и подбору работы как другими основными поставщиками информации на портал «Работа в России». Выявленное противоречие подтверждает необходимость усиления взаимодействия центров занятости населения с Рострудом и коммерческими кадровыми агентствами.

Профилирование (сегментация) информации о целевой аудитории для работодателей в целях более полного удовлетворения их кадровых ожиданий от взаимодействия с органами службы занятости населения

Экспертная оценка степени востребованности внедрения сервиса портала Общероссийской базы вакансий по сегментации информации о целевой аудитории для работодателей с ответами «высокая востребованность», «скорее высокая востребованность», «скорее низкая востребованность», «низкая востребованность» [25] отражена на рис. 3.

74% опрошенных работников центров занятости 20 субъектов РФ отметили «высокую востребованность» (20%) и «скорее высокую востребованность» (54%). Среди причин положительного отношения экспертов к внедрению данного сервиса названы следующие:

  • сегментация целевой аудитории и рынка важны в интернет-продвижении и социальных сетях. Инструменты, которые используют для сегментирования, делят аудиторию на группы и позволяют послать наиболее адресное рекламное сообщение каждой из них. При одинаковых затратах на рекламу эффективность сегментированной кампании будет выше;
  • профилирование (сегментация) позволяет тратить меньше времени на поиск работы и работника;
  • использование портала востребовано различными категориями граждан. Нужна адаптация сайта для граждан, испытывающих трудности, чему способствует профилирование;
  • работодатель на данном сервисе может подобрать кадры, соответствующие профессионально-квалификационным требованиям;
  • профилированная информация о соискателях необходима для оперативного решения вопросов замещения вакансий и ускорения взаимодействия с целью получения конечного результата;
  • существенно сократится время на продвижение и развитие услуг, так как работодатель сможет предлагать их именно тем, кто в них заинтересован.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В работе «Современные информационные технологии регулирования занятости от неустойчивых к устойчивым формам» [3], предложена модель государственного регулирования занятости с использованием современных информационных технологий, куда, по мнению авторов статьи, должна быть включена государственная служба занятости. Ниже приведено описание модифицированной модели государственного регулирования – модель государственного содействия занятости.

Структурно модель содержит четыре взаимосвязанных элемента: 1) законодательно-регламентирующий, объединяет субъекты отечественного и международного уровня, которые реализуют предоставленные им полномочия по формированию требований в регулировании занятости населения; 2) нормативно-правовой, включает действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и международные в сфере содействия занятости; 3) контрольно-аналитический, содержащий IT инструментальную базу, включая: интернет-платформы, сайты, программное обеспечение, автоматизированные системы; а также функциональную составляющую с реализацией анализа динамики занятости на рынке труда в режиме онлайн, обработкой и передачей информации в другие три элемента модели; 4) исполнительский элемент с тремя содержательными уровнями: подготовительный, посреднический, внедренческий, предназначенный для подготовки, сопровождения и взаимодействия центров занятости с зарегистрированными безработными и работодателями.

Результаты проведенного анализа взаимодействия органов службы занятости с работодателями на основе применения информационных ресурсов, а также анализ проекта Постановления Правительства, подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской 11 июля 2018 г. «План действий на рынке труда на 2019–2023 годы», позволяют предложить следующие меры по совершенствованию рассматриваемого взаимодействия:

1) разработку единого стандарта профилирования получателей государственных услуг в области содействия занятости населения;
2) развертывание работы по предоставлению в электронной форме всего перечня государственных услуг сферы содействия занятости населения в течение шести лет;
3) внесение в этой связи изменений в федеральные стандарты государственных услуг с целью: обеспечения электронной формы дистанционного общения безработных, работодателей и работников центров занятости населения; взаимосвязи процедур стандартов с Общероссийской базой вакансий «Работа в России» и регистрами получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
4) техническое обеспечение предлагаемых инноваций в рассматриваемых взаимосвязанных государственных информационных системах на уровне технических средств, предназначенных для обработки информации, в том числе программно-технических средств и средств защиты информации;
5) продолжение работы по направлению предложений в Роструд о заключении договоров на
подсоединение к Общероссийской базе вакансий крупных работодателей и кадровых агентств;
6) создание и развитие единой общероссийской базы данных трудовых ресурсов (на основе данных регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических
лиц, сведений из Пенсионного Фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы,
Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства высшего образования и науки
Российской Федерации, трудовых книжек работников, системы профориентационных данных с
описанием уровня образования, опыта, навыков и личностных качеств и др.);
7) развитие системы межведомственного электронного взаимодействия в целях получения информации, необходимой для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Пашин Н.П., Калмыков С.Б. Активная и пассивная политика занятости в России и зарубежных странах: соотношение затрат// Наукоемкие технологии. 2018;(1), т.19.:48–56.
  2. Калмыков С.Б. Служба занятости населения: экспертная оценка реализации ожиданий // Охрана и экономика труда. 2018;(2): 41–47.
  3. Бобков В.Н., Новикова И.В., Шичкин И.А., Бобков Н.В. Современные информационные технологии регулирования занятости от неустойчивых к устойчивым формам // Уровень жизни населения регионов России. 2016;(4): 47-59.
  4. A Labor Market That Works Executive summary. McKinsey Global Institute (MGI). June 20, 2015.
  5. Stanton Christopher and Thomas Catherine. Landing the first job: the value of intermediaries in online hiring. CEP Discussion Papers, CEPDP1316. Centre for Economic Performance, London School of Economics and Political Science, London, UK. 2014.
  6. Kuhn P., SkuterudM. Internet Job Search and Unemployment Durations. The American Economic Review, 94 (1). 2004. p. 218.
  7. Kuhn P., Mansour H. Is Internet Job Search Still Ineffective? The Economic Journal, 124 (581). 2014. pp. 1213-1233.
  8. Einav L., Levin J. Economics in the age of big data. Science, 346 (6210). 2014.
  9. Никитинский М.А. Зарубежный опыт в сфере информационной координации предоставления социальных услуг населению. Молодой ученый.2018. № 24. С. 146–149. (дата обращения: 09.11.2018).
  10. Дубинина М.Г. Влияние информационных технологий на динамику занятости в России и за рубежом // Наука. Инновации. Образование. 2017;(2): 109-133.
  11. Brynjolfsson E., McAfee A. Race against the machine: How the digital revolution is accelerating innovation, driving productivity, and irreversibly transforming employment and the economy. Lexington, Mass: Digital Frontier Press, 2011.
  12. Autor D. H. Polanyi’s Paradox and the Shape of Employment Growth. NBER Working Paper. 2014;(20)485.
  13. Shapiro R. J. The U. S. Software Industry: An Engine for Economic Growth and Employment. SIIA White Paper. 2014.
  14. Autor D. H., Dorn D. The Growth of Low Skill Service Jobs and the Polarization of the U. S. Labor Market // American Economic Review. August 2013. № 5 (103). P. 1553–1597.
  15. ICT as a Driver of Productivity. A White paper prepared for Telstra by ACIL Tasman. January 2009.
  16. Frey C. B., Osborne M. A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? Oxford: University of Oxford, 2013. 72 p.
  17. Postel-Vinay F. The Dynamics of Technological Unemployment // International Economic Review. Department of Economics, University of Pennsylvania and Osaka University Institute of Social and Economic Research Association. 2002. № 3 (43). P. 737–760.
  18. Carre M., Drouot D. Pace versus type: the effect of economic growth on unemployment and wage patterns./ Review of Economics Dynamics. 2004. № 3 (7). P. 737–757.
  19. Варшавский Л. Е. Макроэкономический анализ развития Соединенных Штатов Америки в среднесрочной перспективе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 47. С. 49–63.
  20. Bobkov V., Novikova I., Neterebsky O., Schichkin I. State Employment Policy in Russia: Electronic Tools of Labour Market Monitoring: Digital (R)evolution and Its Effects on Labour: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labour Market Monitoring. Munchen, Mering. 2016. pp. 251-266.
  21. Сармина Е. Ю., Фомичева Т.Л. Информационные технологии как инновация в системе управления // Интерактивная наука. 2017;(11):197–199.
  22. Варшавский Л. Е. Социально-экономические факторы риска информационно-коммуникационных технологий. Теория и практика институциональных преобразований в России. Сб. научн. трудов / Под ред. Б. А. Ерзнкяна. Вып. 34. М.: ЦЭМИ РАН, 2015. с. 25–36.
  23. Варшавский А.Е., Кочеткова Е.В. Анализ показателей численности инженерно-технических специалистов в России. Экономический анализ: теория и практика. 2016;(9):67–85.
  24. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А. и др. Индикаторы информационного общества. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с.
  25. Результаты опросов органов службы занятости в 20 субъектах Российской Федерации по вопросам исследования способов и форм их взаимодействия с работодателями. М.: РГСУ, 2018.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Пашин Николай Петрович - доктор экономических наук, профессор, советник генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, Москва, Россия.

Малолетко Александр Николаевич - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Виноградова Марина Викторовна - доктор экономических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института перспективных направлений и технологий ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия.

Калмыков Сергей Борисович - доктор социологических наук, руководитель научно-исследовательского центра социально-трудовых проблем ООО «Экспертный центр специальной оценки условий труда», Москва, Россия.

Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.


Другие записи