05.10.2023
05.10.2023
Система территориального регулирования заработной платы, гарантий и компенсаций складывалась постепенно и изменялась в соответствие с экономической ситуацией в стране. Районное регулирование заработной платы включает районные коэффициенты, процентные надбавки и коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах, что обуславливает рассмотрение авторами нормативных правовых актов СССР и РСФСР, касающихся указанных элементов районного регулирования заработной платы, и их приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации. Данная работа проводится специалистами ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России с 2016 г. Цель работы – выявление причин и обстоятельств, в соответствии с которыми нормативные правовые акты СССР и РСФСР по установлению районных коэффициентов, процентных надбавок и коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах были инкорпорированы в законодательство Российской Федерации, а их отдельные положения были признаны недействующими. Методологической основой исследования выступают: комплексный подход, диалектический метод познания, методы научного, сравнительного анализа, синтез, методы получения аналитической информации. Объект исследования – нормативные правовые акты СССР и РСФСР, затрагивающие элементы районного регулирования заработной платы. Полученные результаты позволили установить объективные причины, на основании которых были приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты СССР и РСФСР или признаны недействующими их отдельные положения. В результате проведенной ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России работы Минтрудом России отменен ряд нормативных правовых актов СССР и РСФСР.
Для России, имеющей большую территорию и неоднородность природно-климатических условий, характерны неравномерное размещение промышленного производства, разные возможности ведения сельского хозяйства из-за сложных природно-климатических условий на большей части северных территорий, размещение полезных ископаемых в основном в отдаленных северных и арктических регионах и отсутствие в них регулярного транспортного сообщения. Исторически сложилось, что основные отрасли обрабатывающей промышленности сосредоточены в Европейской части и на Урале, сельскохозяйственное производство – в центре и на юге Европейской части и в узкой южной полосе Сибири и Дальнего Востока, а добыча и переработка цветных металлов, углеводородного сырья – в арктических и северных регионах. Перечисленные выше факторы обусловили и неравномерное расселение населения по территории страны, низкую плотность населения в северных и восточных регионах и его высокую миграционную подвижность. Поэтому важнейшими задачами роста экономики региона и повышения его социально-экономического развития является увеличение инвестиций в производственные отрасли и создания новых рабочих мест, а также обеспечение рабочей силой организаций в условиях низкой рождаемости населения за счет привлечения высококвалифицированных специалистов и рабочих из других регионов России, а также мигрантов из-за рубежа.
В Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. №207-р, большое внимание уделено региональной политике, включая улучшение социально-экономического развития арктических территорий, в частности, Северного морского пути и Дальнего Востока. В целях ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока принят указ Президента РФ от 26.06.2020 г. №427, в котором на период до 2024 г. предусмотрено превышение среднероссийских темпов роста качества жизни населения в регионе и указаны конкретные меры, направленные на повышение социально-экономических показателей развития Дальнего Востока, в частности, за счет строительства не менее 200 предприятий на территориях опережающего социально-экономического развития в РФ и в свободном порту Владивосток, а также создания не менее 30 тыс. новых рабочих мест. Кроме того до 2024 г. предусмотрено утверждение Правительством РФ с участием региональных органов государственной власти комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который должен включать обеспечение развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг» для перевозки грузов, в том числе, за счет: строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа-Западный Китай»; увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного бассейна; развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему; увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза и другие. В 2020 г. Президент РФ В.В. Путин в очередной раз подчеркнул о необходимости расширения «так называемого Восточного полигона – БАМ и Транссиб».
Поэтому вопросы районного регулирования заработной платы и, соответственно, нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в районах с особыми климатическими условиями, не потеряли своего значения и в настоящее время. С этой целью в России в последние годы проводится большая работа по инкорпорации советских законов или их отдельных положений в законодательство РФ, включая правовые акты по вопросам районного регулирования заработной платы (установлению действующих размеров районных коэффициентов, введению процентных надбавок и применению коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах к заработной плате работников).
Под инкорпорацией нормативных правовых актов понимается выявление несоответствий, недостатков, неточностей, изменений по сравнению с последующими официальными актами и обоснование их устранения при этом содержание правового регулирования по существу не меняется. Мнение о том, что инкорпорация обладает свойством сохранения неизменным содержания нормативного регулирования разделяют и другие авторы [1, 2, 3, 4]. При этом О.В. Казакова отмечает, что «редакционная правка нормативных актов в процессе инкорпорации допускается, будь то: исправление опечаток, исключение положений, утративших юридическую силу, изложение актов в актуальной редакции». То есть, как пишет М.В. Залоило, «инкорпорация не сводится к простому воспроизведению ранее принятых актов... по решению органа, призванного осуществлять инкорпорацию, вносятся частичные изменения и в содержание актов, меняется редакция структурных единиц нормативного материала, заменяются наименования органов, со временем переименованных, о которых говорится в текстах». Н.А. Фадеева указывает, что «инкорпорация позволит исключить случаи дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами» [5]
Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и защите геополитических интересов России. При этом проживание и работа на территориях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, включая Арктическую зону с полярной ночью и полярным днем или очень коротким зимним световым днем, недостатком ультрафиолетовой радиации, зачастую пагубно влияя на здоровье, влекут для населения повышенные материальные, физиологические и трудовые затраты. Все это обусловило необходимость принятия в отношении регулирования труда работников северных территорий специальных правовых норм, призванных компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни, ограничивать негативное воздействие природно-климатических факторов на здоровье человека, стимулировать привлечение и закрепление кадров в районах с экстремальными условиями для жизнедеятельности населения.
Сыграв положительную роль в освоении северных и восточных территорий, современное законодательство, касающееся вопросов Севера, не лишено недостатков как на федеральном, так и региональном уровне. Имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу нормативных правовых актов. Необходимо устранить имеющиеся противоречия, исключить случаи дублирования одного и того же положения несколькими правовыми актами. Обилие юридической информации требует определенного совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения работников северных территорий, в том числе и путем их инкорпорации.
Работа по инкорпорации базируется на российских правовых документах, основные из которых: распоряжение Президента РФ от 18.03.2011 г. №158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство РФ и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 17.03.2021 г. №39 «Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2021 год».
Кроме того, пунктами 10 и 826 Перечня Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 года №2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"» предусмотрено, что нормативные правовые акты Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР и РСФСР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями действуют до 1 сентября 2025 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 г. № 957).
Наряду с изложенным, пунктом 6.2 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей и Правительства РФ на 2021–2023 гг., в целях развития производственного потенциала северных регионов, привлечения и закрепления в этих регионах молодых кадров, предусмотрено «гарантировать обеспечение выполнения в полном объеме действующих гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Как известно основным элементом в системе районного регулирования заработной платы являются, районные коэффициенты, с помощью которых работодатели возмещают дополнительные расходы работников северных и восточных районов страны в ценах на товары и тарифах на платные услуги, а также различия в потребностях, обеспечивая выравнивание условий воспроизводства рабочей силы по районам страны.
Районные коэффициенты начали вводиться в период упорядочения заработной платы в 1956–1959 гг., а в массовом порядке – после создания в 1957 г. совнархозов – местных органов управления в краях, областях, республиках. Они устанавливались дифференцированно, с учетом деления территории России на тарифные пояса и преимущественно для отдельных отраслей промышленности. Первыми нормативными актами были Поясные тарифные коэффициенты к заработной плате рабочих, руководящих и инженерно-технических работников металлургических, коксохимических и горнорудных предприятий черной металлургии, утвержденные Госкомтрудом СССР от 22.06.1957 г., и ряд постановлений Госкомтруда СССР и ВЦСПС за 1958 и 1959 гг. С принятием постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 10.09.1959 г. №1120 п. 17 право на районные коэффициенты к заработной плате получили работники организаций, расположенные в северных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также работники отдельных предприятий, строек и организаций в районах Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Начиная с 1960 г., Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС приняли постановления о введении отраслевых повышенных размеров районных коэффициентов к заработной плате работников, занятых в строительных и ремонтно-строительных работах, на железнодорожном транспорте, судах морского и речного флота и др. Затем постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. №380/П-18 были утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников организаций здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других непроизводственных отраслей, непосредственно обслуживающих население. Таким образом, районные коэффициенты вводились поэтапно и до настоящего времени практически сохранился отраслевой подход к установлению их размеров.
В настоящее время основными законодательными актами, с помощью которых реализуются государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в северных и восточных регионах России, являются:
Принятые на законодательном уровне нормативные акты положительно сказались в освоении северных и восточных территорий, однако в настоящее время требуется их пересмотр и обновление, поскольку многие из них не отвечают современным социально-экономическим условиям России и должны быть отменены.
Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.06.2011 г. №466 признано утратившим силу постановление Совета министров РСФСР от 04.02.1991 г. №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», на основании которого (п. 13) Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максималных размеров этих коэффициентов. Средства на эти цели должны были выделяться предприятиями и организациями, бюджетами республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов и местных бюджетов. Однако не смотря на отмену вышеуказанного постановления 30-летней давности нормативные правовые акты, согласно которым были установлены необоснованно повышенные размеры районных коэффициентов, продолжают действовать.
Процентные надбавки к заработной плате работников за стаж работы в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, являются еще одним элементом системы районного регулирования заработной платы. Их верхняя граница для северных и арктических регионов в зависимости от географического положения района составляет соответственно 100%, 80%, 50% и для южных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока – 30%.
Особого рассмотрения заслуживают роль и функции процентных надбавок к заработной плате за стаж работы, которые в отличие от районных коэффициентов, выполняющих компенсационную функцию выравнивания условий воспроизводства, являются инструментами стимулирования, привлечения, закрепления кадров и выплачиваются сверх необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы, т. е. служат средством повышения реальной заработной платы. Если, районный коэффициент выплачивается с первого дня поступления на работу независимо от стажа, то надбавки к заработной плате начисляются в зависимости от непрерывного стажа работы в районах с неблагоприятными условиями для проживания.
Процентные надбавки, установленные в 30-е годы XX века для привлечения кадров в отдаленные местности и на территории вне крупных городских поселений, также претерпели ряд изменений, связанных с размерами, сроками и кругом лиц, на которые они распространялись. Указ от 01.08.1945 г. «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» утратил силу в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним», согласно которого процентные надбавки были распространены не только на прибывающих из других районов, но и на местных жителей, вместе с тем была изменена шкала их начисления – увеличен срок достижения максимального размера надбавок и уменьшен их максимальный размер, что существенно повлияло на отток трудовых ресурсов из северных регионов.
В результате, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 г. №1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» практически были восстановлены порядок и размеры процентных надбавок, применявшихся до 1960 г. В развитие Указа от 26.09.1967 г. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 г. была утверждена «Инструкция о порядке применения льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно которой действующие льготы были расширены и установлен ряд новых льгот и преимуществ для работников, занятых в указанных районах. Далее льготы были вновь расширены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.07.1972 г. №194/П-15 на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (далее – Совмин СССР) от 06.04.1972 г. №255, согласно которому рабочим и служащим предприятий учреждений и организаций, расположенных в южных районах Архангельской области, Карельской и Коми АССР, предоставлялись надбавки за стаж работы в указанных регионах.
В последующие годы в законодательство, регламентирующее порядок предоставления гарантий и компенсаций работающим на Севере, существенных изменений не вносилось, а делались лишь незначительные дополнения и уточнения, поэтому «Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденная приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 г. №2, в значительной степени базируется на вышеуказанной инструкции 1967 г. Одновременно, в дополнение к приказу №2 Минтруд РСФСР принял приказ №3 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. №255», который включает в себя ряд положений постановлений ЦК КПСС от 09.01.1986 г. №53 и Совмина СССР от 24.09.1989 г. №794, предусматривающие расширение границы территорий Севера для предоставления гарантий и компенсаций.
Претерпели изменение и нормативные правовые акты, содержащие условия и порядок начисления процентных надбавок для молодежи. В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 19.02.1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» всем лицам в возрасте до 30 лет надбавка выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Однако Федеральным Законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ был изменен порядок начисления процентной надбавки для лиц до 30 лет и была восстановлена прогрессирующая (ускоренная) шкала надбавок, установленная постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. №458 пункт «е». Право для начисления процентных надбавок в максимальном размере работники приобретают при достижении непрерывного 5-летнего стажа работы в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями, за исключением льготной шкалы процентных надбавок для молодежи, установленной в соответствии с вышеуказанным постановлением.
В ст. 146 и 148 ТК РФ говорится об оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в частности, за работу в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах. Однако перечень высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен и не существует единой системы коэффициентов за работу в таких районах. Правительством РФ принимаются решения, которые касаются отдельных районов, организаций, категорий работников. Такая же практика была и в период существования СССР: Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС своими постановлениями вводили районные коэффициенты.
Первое упоминание в нормативном правовом акте о введении коэффициентов за пустынность и безводность местностей и высокогорность территории было в Постановление ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 19.09.1959 №1120, которое в первые, пунктом 17 одновременно устанавливало и районные коэффициенты для производственных отраслей в северных и восточных районах.
В развитие данного постановления было принято постановление ЦК КПСС И Совмина СССР от 15.07.1964 г. № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства непосредственно обслуживающих население», пунктом 8 которого Советам Министров союзных республик, совнархозам, министерствам и ведомствам СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР, а по бюджетным организациям по согласованию также и с Министерством финансов СССР было предоставлено право устанавливать или повышать коэффициенты к заработной плате работников, занятых на работах в высокогорных, пустынных и безводных районах (отменено постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 №80 п. 1369).
Основанием для введения коэффициентов за пустынность и безводность местности явилась классификация Института географии Академии наук СССР. В организациях, учреждениях и на предприятиях, находящихся в пустынных и безводных районах, коэффициенты устанавливались в пределах от 1,10 до 1,40. В них учитывался уровень обеспеченности населения питьевой водой и климатический фактор. Коэффициенты устанавливались для компенсации различий в условиях воспроизводства рабочей силы вследствие потери в заработке в результате повышения утомляемости и соответственно снижения работоспособности и производительности труда.
Конкретные размеры коэффициентов за пустынность, безводность и высокогорность местности, как правило, устанавливались Советом Министров союзных республик, совнархозами, министерствами по согласованию с Госкомтрудом СССР. В 60-80-е годы коэффициенты за пустынность и безводность местности во многих случаях вводились отдельными письмами Госкомтруда СССР.
Однако они вводились и централизованно. Например, коэффициенты за пустынность и безводность местности были введены постановлением Госкомтруда СССР от 06.08.1971 г. №315 «Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах». Практика централизованно устанавливаемых коэффициентов за пустынность и безводность местности продолжает сохраняться. Например, постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 г. №239 были введены коэффициенты за пустынность и безводность местности в Кош-Агачском и Улаганском районах Республики Алтай, постановлением Правительства РФ от 14.12.1996 г. №1489 – в Александрово-Гайнском районе Саратовской области, введены коэффициенты в размере 1,10 в отдельных районах Ростовской области постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 г. №1004, для обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения постановлением Госкомтруда СССР от 19.02.1987 г. №106 введен коэффициент за пустынность и безводность в размере 1,35. Кроме того, к централизованно установленным можно отнести коэффициенты за пустынность и безводность, установленные в размере 1,10 и 1,15 для отдельных районов Ставропольского края и г. Нефтекумск распоряжением Совета Министров РСФСР от 02.01.1985 г. №2-р.
Это привело к наличию множественности нормативных документов, касающихся установления коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах. Массив нормативных правовых актов, связанный с установлением коэффициентов за пустынность и безводность местности и высокогорность территории, превышает тысячу документов.
В течение 2016–2021 гг. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России проанализировал все нормативные правовые акты СССР и РСФСР, регламентирующие размер и порядок установления и применения районных коэффициентов к заработной плате работников в северных, арктических и восточных регионах России, а также процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также устанавливающих коэффициенты к заработной плате работников, занятых на работе в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах.
Полученные результаты исследования позволили установить объективные причины, на основании которых был отменен ряд нормативных правовых актов СССР и РСФСР, или, напротив, – приведен в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации:
Проведенный анализ нормативных правовых актов по установлению коэффициентов к заработной плате работников в организациях, учреждениях и на предприятиях в пустынных и безводных местностях и высокогорных районах показал, что причины, обусловливающие необходимость провести инкорпорацию документов в соответствие с законодательством РФ или признать их не действующими практически те же, что у постановлений, касающихся районных коэффициентов для северных, арктических и других регионов с неблагоприятными условиями проживания. Основные причины, позволившие отменить тот или иной документ, это постановления и письма, касающиеся бывших республик СССР, ликвидация предприятий, рудников, завершение строительства объекта, принятие более поздних постановлений и др.
При этом чтобы инкорпорация была эффективной считаем, что возникает потребность в совершенствовании традиционно сложившейся системы гарантий и компенсаций в северных и восточных районах страны. В частности, для уточнения размеров районных коэффициентов авторами прилагается подготовить на федеральном уровне Методические рекомендации по обоснованию минимального потребительского бюджета для трудоспособного населения по регионам России, которые целесообразно использовать для определения территориальных различий в стоимости жизни населения и соответственно размеров районных коэффициентов на территориях с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
По результатам выполненных ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России исследований, связанных с инкорпорацией нормативных правовых актов бывшего СССР и РСФСР по регулированию трудовых отношений на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, в районах Урала, в южных районах Сибири и Дальнего Востока, в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, приказами Минтруда России от 26.04.2021 г. №280, от 29.07.2021 г. №521, от 13.09.2021 г. №626, от 21.10.2021 г. №741 и от 21.10.2021 года №756 был отменен 871 нормативный правовой акт.
Лариса Львовна Мосина – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Виктория Павловна Старокожева – аналитик отдела заработной платы и доходов населения, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.