Блог

АННОТАЦИЯ

Предметом исследования являются факторы, от которых зависит развитие организованного набора трудовых мигрантов. Целью работы является анализ современной практики использования оргнабора как инструмента миграционного регулирования. Актуальность исследования обусловлена ролью оргнабора для удовлетворения изменяющегося спроса российского рынка труда на иностранную рабочую силу. Научная новизна определяется как ограниченностью числа подобного рода исследований, так и возросшим интересом к перспективам совершенствования форм организованного набора в новых реалиях миграционных процессов. Методами исследования выступают: анализ, систематизация, синтез и классификация исследуемых объектов. В ходе исследования получены следующие результаты: заложены организационно-правовые основы использования потенциала оргнабора. Изменение спроса на привлечение различных категорий трудовых мигрантов предполагает дальнейшее развитие оргнабора. Это должно происходить, прежде всего, за счет выноса подготовки претендентов в страны исхода. Серьезного внимания заслуживает учет интересов принимающей стороны с точки зрения закрепления отобранных специалистов на предлагаемых рабочих местах. Автором делается вывод о росте значения оргнабора как эффективного инструмента удовлетворения текущего и перспективного спроса рынка труда на востребованных иностранных работников. Практический интерес исследования определяется возможностью использования представленных результатов для совершенствования организации привлечения трудовых мигрантов из конкретных стран в Россию.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ

В Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг. в мае 2023 г. был внесен ряд существенных дополнений. С точки зрения повышения эффективности трудовой миграции особый интерес представляет «увеличение масштабов организованного привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (п.22, пп. «е») и «проведение мониторинга и всесторонней оценки потребности российского рынка труда в рабочей силе» (п.25, пп. «г»).

Организованный набор – это регулируемый процесс привлечения востребованных иностранных трудовых ресурсов с учетом количественных и качественных их характеристик (профессия, квалификация, готовность к адаптации и т.д.) и переноса в государства выезда большей части работы по подготовке и контролю соответствия трудящихся мигрантов потребностям российского рынка труда. Но для эффективного использования данного инструмента миграционной политики необходимо создание соответствующих правовых, организационных и иных условий.

Первым существенным шагом в развертывании данного процесса стало вступление в силу 16.12.2017 г. документа «Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации», подписанного 5.04.2017 г. Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан.

Соглашением определялись порядок организованного набора граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также порядок взаимодействия компетентных органов России и Республики Узбекистан в данной области.

Следующим шагом в закладке основ современных форм оргнабора стало «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации», подписанное 17.04.2019 г. и ратифицированное 27.12.2019 г.

Данные события могли бы стать поворотными в развитии наиболее эффективных форм взаимодействия заинтересованных стран в сфере международной трудовой миграции. Однако пандемия короновируса внесла свои коррективы в процессы регулирования трансграничных миграционных потоков и в первую очередь – трудовой миграции.

Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» было приостановлено привлечение иностранных работников из-за рубежа на период действия ограничительных мер на въезд в страну иностранных граждан.

Однако потребности ряда секторов экономики и прежде всего строительного комплекса даже в условиях форс-мажора вынуждали искать пути хотя бы частичного удовлетворения спроса на иностранную рабочую силу (далее ИРС). И к началу 2021 г. приемлемая схема была найдена.

В январе 2021 г. Протоколом заседания Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации был утвержден «Алгоритм действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан» (далее Алгоритм), разработанный Министерством труда и социальной защиты России на период действия ограничительных мер на въезд в страну иностранных граждан, установленных распоряжением Правительства РФ № 635-р.

Далее по согласованию с заинтересованными министерствами была представлены новые редакции Алгоритма, учитывающие включение в схему предприятий агрокомплекса и обрабатывающей промышленности.

Алгоритм в числе прочего устанавливает возможность для въезда в РФ иностранных работников, привлекаемых российскими работодателями в рамках межправительственных соглашений РФ об организованном наборе иностранных граждан. Механизмы Алгоритма и организованного набора направлены на формирование условий, когда работодатели отбирают в государствах выезда трудовых мигрантов определенных профессий и квалификации12. Организованная трудовая миграция в принципе должна обеспечить российским работодателям доступ к востребованным трудовым ресурсам, привлечь в оговоренные сроки нужное число иностранных работников необходимой квалификации.

Привлекать иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории России в соответствии с Алгоритмом могли работодатели, которые соответствуют одному из следующих критериев:

  • привлекают иностранных работников в рамках межправительственных договоров Российской Федерации об организованном наборе иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в стране, при наличии договора об организованном наборе с уполномоченными организациями иностранных государств;
  • среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, доход за предшествующий календарный год превышает 800 миллионов рублей;
  • участвуют на территории субъекта Российской Федерации в реализации национальных и федеральных проектов, либо расположены на территориях опережающего развития (индустриальных парков), либо являются инновационными предприятиями – резидентами технопарков или предприятиями – резидентами особых экономических зон.

Для привлечения иностранных работников из-за рубежа работодателям необходимо:

  1. Осуществить подбор персонала на территории иностранного государства (воспользовавшись возможностями организованного набора
    или сети Интернет)
  2. Заполнить в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» форму заявки на привлечение иностранных работников с указанием ряда данных.
  3. Оформить и предоставить в уполномоченный орган региона гарантийное письмо.
  4. Заключить соглашение с уполномоченным органом региона с учетом указанных в пункте 3 гарантий.
  5. Подать документы в территориальные органы МВД России для получения разрешения на привлечения иностранных работников с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации (при необходимости).
  6. Обеспечить взаимодействие с иностранными гражданами, прибытие которых планируется в Российскую Федерацию.
  7. Организовать прибытие иностранных граждан в соответствии со списками иностранных граждан, включенных в согласованную заявку.
  8. Организовать доставку иностранных граждан из пункта прибытия на территории Российской Федерации к месту проведения карантинных мероприятий, проживания, изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.
  9. Зафиксировать факт заключения трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином путем заполнения реквизитов (дату и номер) заключенного договора на портале «Работа в России» в форме заполненной заявки.
  10. Организовать (по окончанию проведения карантинных мероприятий) работу по прохождению иностранными гражданами медицинского освидетельствования на предмет отсутствия инфекционных заболеваний и оформлению договора (полиса) добровольного медицинского страхования.
  11. Оказать помощь иностранным работникам (при необходимости) в получении патентов или разрешений на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  12. Обеспечить возвращение иностранных граждан в страны гражданской принадлежности по завершению необходимых работ и расторжению с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Объем предъявляемых к работодателям требований Алгоритма свидетельствует, что на привлечение ИРС в рамках предлагаемой схемы могли рассчитывать только достаточно крупные, успешные и реально нуждающиеся в трудовых мигрантах работодатели.

Тем не менее, апробация схемы действий в рамках Алгоритма позволила перейти к следующему этапу – пилотному проекту привлечения граждан Узбекистана для временной трудовой деятельности в трех секторах российской экономики.

Старт ему был дан принятием Постановления Правительства РФ от 06.10.2021 г. № 1694 (ред. от 10.11.2022, с изм. от 20.02.2023) «О реализации пилотного проекта по привлечению граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности у российских юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в сферах строительства, легкой промышленности и агропромышленного комплекса».

Первоначально пилотный проект был рассчитан на привлечение 10 тыс. граждан Узбекистана в строительный комплекс и 1108 чел. – в аграрный.

В соответствии с программой ряд процедур оформления разрешительных документов на право работы в РФ перенесены в Узбекистан. В том числе, это медицинское освидетельствование мигрантов, тестирование и вакцинация «Спутником Лайт», а также проверка на запрет въезда в Россию. Все затраты возложены на заказчиков.

По результатам первого года осуществления проекта запланированных показателей достичь не удалось. Одной из основных причин эксперты называли отсутствие гарантий для работодателя при возложенном на него финансовом бремени по оплате переезда и всех разрешительных процедур.

Оператором со стороны Узбекистана выступает Агентство по вопросам внешней трудовой миграции Узбекистана (далее Агентство), с российской стороны – непосредственно заинтересованные предприятия.

Доступная статистика оргнабора, представляемая Агентством по первым результатам пилотного проекта подтверждает ограниченность масштабов, кроме того фрагментарна и имеющиеся данные плохо сопоставимы.

Так, по данным на июль 2021 г., на работу в Россию в рамках организованного набора с начала 2021 г. отправились более 22 тыс. граждан Узбекистана.

По другим данным – в январе–июне 2022 г. в Россию в рамках оргнабора отправились около 4 тыс. граждан Узбекистана. Параллельно в середине августа Министерство занятости Узбекистана сообщало, что общее число выехавших на заработки за пределы республики составляло более 2 млн человек. По оценкам экспертов, около 60% из этого числа работало в РФ.

В 2022 г. посредством оргнабора по информации Агентства на работу в Россию смогли устроиться более 28 тыс. узбекистанцев.

По данным Агентства за первые восемь месяцев 2023 г. на работу в Россию по каналам оргнабора выехали чуть больше 20 тыс. граждан республики. При этом не ясно, учитываются только привлеченные лица в рамках пилота, либо все охваченные различными соглашениями.

Наряду с пилотным, достаточно активно развивается переговорный процесс ряда российских компаний, и прежде всего крупнейших (КАМАЗ, РЖД, Лукойл), по организованному привлечению узбекских работников. При этом взаимодействие осуществляется как через прямые переговоры в Узбекистане, так и через посредство региональных представительств Агентства в России.

Сопоставление масштабов общего и организованного привлечения узбекских трудовых мигрантов свидетельствует, что, несмотря на достаточно заинтересованный подход обеих сторон (российской и узбекской), доля лиц охваченных оргнабором крайне незначительна. Следовательно, данный перспективный инструмент миграционной политики нуждается в дополнительных усилиях по его совершенствованию, приведению в соответствие с текущими потребностями российского рынка труда. В сложившихся условиях представляется совершенно закономерным принятие Постановления Правительства РФ от 20.02.2023 г. № 275 «О Приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 1694».

Отказ (временный или постоянный) от пилотного проекта отнюдь не означает отказа от оргнабора как важного системного элемента регулирования притока в страну ИРС, подтверждением тому является «Указ о внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики.

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Проблема развития оргнабора актуализируется в связи с комплексом объективных и субъективных факторов. Прежде всего, все более заметное влияние на рынок труда и на востребованность различных категорий иностранных работников оказывает постепенное изменение характера и структуры спроса на ИРС. Неуклонно растет потребность в более квалифицированных категориях работников в основных секторах экономики. Заметное место приобретают относительно новые сектора экономики, получившие развитие во время пандемии (логистика, хранение, доставка).

Сегодня потребность в квалифицированных и высококвалифицированных специалистах (далее КС и ВКС) удается удовлетворять традиционными способами (оплата труда, непрерывное обучение, социальный пакет и др.), однако по мере истощения ресурсов востребованных квалификаций и специальностей в доступных странах-донорах необходимость ее предварительной подготовки становится все насущней.

Собственно актуальность развития современных форм оргнабора во многом определяется именно переориентацией спроса на специалистов с заданными профессионально-квалификационными параметрами и определенной численностью.

В этих условиях проблема привлечения все сильнее упирается в способы удержания на рабочем месте, снижения как рискованных вложений (подбор, первичная подготовка, доставка, обеспечение и т.п.), так и рисков просто остаться без необходимых сотрудников.

Снижение издержек и рисков в определенной мере связано с процедурами организации отбора и предвыездной подготовки претендентов в странах-донорах.

Получение объективной информации о планируемом рабочем месте, оплате, условиях труда и проживания, гарантируемых работодателем заказчиком играют существенную роль при формировании мотивации потенциального работника. Соответственно повышается и заинтересованность заказчика в конкретных претендентах на работу.

Тем не менее, в соответствии с действующим трудовым законодательством для подготовленного трудового мигранта, прибывшего в Россию, нет серьезных препятствий для отказа от трудового договора с заказчиком, либо перехода к другому работодателю, предложившему лучшие условия. Естественно, это не может не отражаться на отношении потенциальных работодателей к современной системе оргнабора, опасениям потерять и работника и вложенные в его приглашение средства.

В последнее время все больше внимания уделяется дефициту кадров на российском рынке труда. При этом имеется в виду как текущий дефицит в конкретных секторах, так и рост потребности в дополнительных кадрах в перспективе.

В стройкомплексе планируют, что в России будет сформирована и программа ускоренного обучения строительных кадров и снизятся барьеры для найма квалифицированных работников из СНГ. Эти и другие меры, по мнению руководства сектора позволят трудоустроить в строительной отрасли до 1 млн трудовых мигрантов, следует из стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г.

В 2021 г. в строительной отрасли России было занято около 6,5 млн человек. Средняя доля трудовых мигрантов составляла 12,3% или 800 тыс. человек.

России в долгосрочной перспективе необходимо сосредоточиться на подготовке собственных специалистов в строительной отрасли, чтобы снизить зависимость от иностранной рабочей силы. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко во время открытого диалога с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным.

В связи с выбором наиболее оптимального варианта использования иностранных работников включение в Концепцию миграционной политики «проведения мониторинга» и «всесторонней оценки потребности рынка труда в рабочей силе» приобретают особую актуальность.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОРГНАБОРА

Как мы видим, усилия по инкорпорированию форм организованного набора в российскую систему миграционного регулирования продолжаются уже достаточно долго. Однако результаты деятельности по продвижению идеи для всех заинтересованных сторон вряд ли можно назвать в полной мере успешными.

Заключен ряд межгосударственных и иных соглашений, интенсивно идет межведомственный и межрегиональный диалог и формирование ряда необходимых институтов и структур для выстраивания взаимовыгодного взаимодействия, осуществлен ряд пилотных проектов. Параллельно все громче звучат заявления об углублении дефицита на рынке труда, что может рассматриваться рядом заинтересованных игроков как фактор расширения использования иностранной рабочей силы (ИРС).

Однако, к сожалению, о достижении ощутимых результатов в упорядочении системы привлечения востребованных категорий трудовых мигрантов пока говорить преждевременно.

Какие объективные и субъективные факторы являются наиболее проблемными, сдерживающими становление оргнабора как важного элемента миграционного регулирования?

Частично эти факторы, элементы общей картины развития социально-экономических и собственно миграционных процессов и тенденций были затронуты выше. Представляется необходимым остановиться на ряде факторов, влияющих на динамику миграционных процессов, форм организованного или в иной интерпретации «целевого» набора иностранных работников необходимых профессий и квалификаций и в достаточных объемах.

Представляется, что следующие факторы заслуживают особо пристального внимания:

  • Структурная перестройка экономики – возникновение разнонаправленных тенденций на рынке труда.
  • Сложившаяся структура миграционных потоков.
  • Региональные диспропорции притяжения потоков трудовой миграции.
  • Особенности применения трудового законодательства к категориям трудовых мигрантов.
  • Короткое плечо планирования потребности в ИРС у значительной части бизнеса.
  • Миграционная ситуация в странах постсоветского пространства.
  • Отсутствие координационного центра, способного содействовать разработке общих подходов, принципов и правил организации процесса целевого/организованного набора в соответствии с потребностями российского рынка труда.

Структурная перестройка экономики – возникновение разнонаправленных тенденций на рынке труда

По данным оперативного опроса Банка России, в декабре 2022 г. каждое второе предприятие испытывало дефицит кадров, треть предприятий сообщила о нехватке квалифицированных специалистов. У половины предприятий, испытывающих кадровый дефицит, данная проблема существовала и ранее, а четверть из них сообщила, что дефицит персонала связан с сокращением предложения труда на рынке. Наиболее сильный недостаток кадров испытывали предприятия машиностроения, металлургии, строительства и транспорта.

В регионах усилился дефицит кадров в сфере информационных технологий (IТ), машиностроении, грузовых и автомобильных перевозках из-за роста оттока сотрудников в большие города. Усиление нехватки IT-специалистов в ряде регионов было связано с их релокацией в другие страны. На Юге России наблюдался отток квалифицированных строителей, водителей, энергетиков в новые российские регионы для восстановления инфраструктуры из-за более высокого уровня предлагаемой заработной платы. О нехватке кадров в сфере транспорта сообщали предприятия Дальнего Востока. Из-за роста грузопотока на Восточном полигоне железных дорог усилился дефицит машинистов электропоездов.

К июлю 2023 г. количество вакансий в отдельных отраслях росло заметно быстрее числа резюме. Зарплаты постепенно увеличивались, отражая рост конкуренции предприятий за персонал. Организации расширяли практику обучения необходимых специалистов собственными силами. Рост зарплат усиливал проинфляционное давление со стороны издержек предприятий.

Эксперты Центрального банка на основе данного анализа приходят к заключению о сохранении выявленных тенденций на рынке труда на обозримую перспективу.

Сложившаяся структура миграционных потоков

Рост притока трудовых мигрантов, наблюдавшийся в 2022 г., по сравнению с 2021 г. был, по мнению Банка России, недостаточным для восполнения дефицита кадров в регионах. Несмотря на общее увеличение числа въехавших мигрантов (на 30% г/г за 11 месяцев 2022 г.), сократилось количество прибывших в страну иностранных высококвалифицированных специалистов (на 29%).

В 2023 г. данная тенденция сохраняется (табл. 1).

За первое полугодие 2023 г. по данным ГУВМ МВД РФ на миграционный учет по месту пребывания было поставлено 4,9 млн чел., из которых 3,5 млн указали «работу» целью въезда. При общем восстановлении численности желающих трудоустроиться в России, численность использующих канал КС и ВКС крайне незначительна.

Таблица 1. Оформление разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства / Work permits registration for foreign citizens and stateless persons

Источник / Source: составлено и рассчитано по данным ГУВМ МВД РФ / compiled and calculated according to data from the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
За январь – июнь 2023 г. /
For January – June 2023
За январь – июнь 2022 г. /
For January – June 2022
Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего 54 254 41 932
высококвалифицированным специалистам 14 630 17 140
квалифицированным специалистам 5 301 3 074

Таблица 2. Восстановление национальных миграционных потоков из ряда стран постсоветского пространства. 1 пол. 2023. (тыс.) / Restoration of national migration flows from some post-Soviet countries Q1-2, 2023 (thousand)

Источник / Source: Рассчитано по ГУВМ МВД РФ «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь–июнь 2023 года с распределением по странам и регионам». / calculated according to the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation “Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January – June 2023 with distribution by country and region”.
Постановка на миграционный учет / 
Migration registration
По месту пребывания / 
By residence
Цель – работа / 
Purpose - work
%
Узбекистан 1867133 1671576 90%
Таджикистан 1203201 963490 80%
Киргизия 457259 392528 86%
Армения 182192 136034 75%
Азербайджан 153056 93362 61%
Беларусь 193386 69182 36%
Казахстан 188072 65379 35%
Молдова 41443 17491 42%
Украина 116278 11258 10%
Туркмения 32210 2929 9%
Грузия 9008 1284 14%
ВСЕГО по СНГ 4443238 3424513 77%
ВСЕГО по странам мира 4916213 3529433 72%
% 90,4% 97,0%

Обращают на себя внимание и данные Банка России о том, что приток переселенцев с Украины и новых российских территорий не оказал значимого влияния на рынки труда большинства регионов. Согласно опросу Банка России, в 2022 г. только 7% предприятий нанимали переселенцев с Украины и из новых регионов России.

Вместе с тем в первой половине текущего года восстановление национальных миграционных потоков из ряда стран постсоветского пространства продолжалось (табл. 2).

Рис. 1 / Fig. 1. Россия: динамика въезда граждан отдельных стран (2019–2023 (I-II кв.)) /Russia: Dynamics of entry of citizens of certain countries (2019–2023 (Q1-2)

Источник / Sourse: Рассчитано по ЕМИСС «Въезд иностранных граждан в РФ». / calculated according to the EMISS “Entry of foreign citizens into the RF”

Рис. 2 / Fig. 2. Россия: динамика въезда граждан отдельных стран (2019–2023 (I-II кв.)) / Russia: Dynamics of entry of citizens of certain
countries (2019–2023 (Q1-2)).

Источник / Sourse: Рассчитано по ЕМИСС «Въезд иностранных граждан в РФ». / calculated according to the EMISS “Entry of foreign citizens into the RF”

В целом динамика отдельных национальных потоков трудовой миграции демонстрирует постепенное восстановление, хотя до пандемийных уровней въезда наблюдаемые показатели пока не дотягивают (рис. 1, рис. 2).

Анализ миграционных потоков на постсоветском пространстве наглядно демонстрирует их относительную устойчивость, способность к
достаточно быстрому восстановлению (пусть и не полному) после естественных критических обстоятельств, вроде пандемии. Конечно, политические кризисы и конфликты кардинально влияют на их переориентацию. Однако даже в таких условиях инерционное движение может сохраняться.

Региональные диспропорции притяжения потоков трудовой миграции

Любые диспропорции приводят к нежелательным последствиям. В сфере распределения миграционных потоков, как в географическом, так и в отраслевом разрезе эти последствия чреваты серьезными проблемами. Международный опыт это наглядно демонстрирует. Любое увеличение концентрации в конкретном ареале мигрантов выше определенной критической точки неизбежно приводит к росту межэтнических конфликтов, социальной напряженности и потенциальной угрозе дестабилизации. Начинают задумываться о последствиях и у нас в стране.

Рис. 3 / Fig. 3. Россия: постановка на миграционный учет граждан стран СНГ по федеральным округам (2023 (I-II кв.)) /Russia: Migration registration of citizens of CIS countries by federal districts (2023 (Q1-2)

Источник / Sourse: Рассчитано по ГУВМ МВД РФ «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - июнь 2023 года с распределением по странам и регионам». / calculated according to the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation “Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January – June 2023 with distribution by country and region.”

Однако региональные диспропорции образовались не вчера. И проблема их смягчения крайне сложный процесс. Но сегодня положение в данном аспекте только усугубляется (рис. 3).

Если анализировать данные о постановке на учет в целях трудоустройства, то подавляющее преобладание Центрального и Северо-Западного федеральных округов становится вполне очевидным (рис. 4).

Но на уровне конкретных федеральных округов картина региональных диспропорций приобретает особую остроту. Если в ряде округов можно выделить два-три центра притяжения трудовой миграции, то для Центрального и Северо-Западного округов центрами притяжения выступают две столичные агломерации: Москва и Санкт-Петербург (рис. 5).

Рис. 4 / Fig. 4. Россия: постановка на миграционный учет (цель – работа) граждан стран СНГ по федеральным округам (2023(I-II кв.)) / Russia: Migration registration (purpose – work) of citizens of the CIS countries by federal districts (2023 (Q1-2))

Источник / Sourse: Рассчитано по ГУВМ МВД РФ «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - июнь 2023 года с распределением по странам и регионам». / calculated according to the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation “Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January – June 2023 with distribution by country and region.”

Избыточная концентрация ИРС уже начала вызывать проблемы, ее дальнейшее наращивание только усилит негативные проявления и сложности их купирования.

Особенности применения трудового законодательства к категориям трудовых мигрантов

Выше уже отмечалось, что проблема удержания трудовых мигрантов из безвизовых стран, привлеченных по оргнабору не учитывается действующим законодательством. Предложение оформлять их на основе разрешений на работу не получило должной поддержки.

Короткое плечо планирования потребности в ИРС у значительной части бизнеса

Особенно заметно при приглашении визовых трудовых мигрантов и приводит к нестабильности процесса привлечения. Завышенный спрос на этапе заявочной компании оборачивается последующими корректировками на этапе приглашения на работу.

Миграционная ситуация в странах постсоветского пространства

Серьезные политические кризисы приводят к изменению структуры миграционных потоков из конкретных стран, их удельного веса и структуры. В целом изменение спроса и предложения ИРС на российском рынке труда требует переноса акцентов на довыездную подготовку претендентов в странах-донорах, развития соответствующей сети центров обучения и оформления.

Отсутствие координационного центра, способного содействовать разработке общих подходов, принципов и правил организации процесса целевого/организованного набора в соответствии с потребностями российского рынка труда

Если страны исхода создали соответствующие центры, то для отечественных потребителей ИРС, отсутствие подобного органа серьезно увеличивает риски и сложности получения специалистов в необходимом количестве и с востребованным уровнем квалификации.

Существует еще целый набор факторов в той или иной степени воздействующих на систему миграционного регулирования трудовой миграции – от отсутствия представления о масштабах и структуре потребностей в конкретных категориях работников до эффективной и надежной системы удовлетворения как перспективных, так и текущих потребностей.

Рис. 5 / Fig. 5. Россия: постановка на миграционный учет (цель – работа) граждан стран СНГ по Центральному федеральному округу (2023 (I-II кв.)) / Russia: Migration registration (purpose – work) of citizens of the CIS countries in the Central Federal District (2023 (Q1-2))

Источник / Sourse: Рассчитано по ГУВМ МВД РФ «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - июнь 2023 года с распределением по странам и регионам». / calculated according to the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation “Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January – June 2023 with distribution by country and region.”

ВЫВОДЫ

Изменение потребностей отечественной экономики в масштабах и пропорциях конкретных отраслевых и профессионально квалификационных категориях работников, материализующихся сегодня в дефиците доступной рабочей силы предполагает развитие стратегии комбинированного применения «традиционных» подходов (рост зарплат, расширение профподготовки всех уровней) и более целенаправленной системы использования потенциала внешней и внутренней трудовой миграции.

Именно в данном случае формирование эффективной системы организованного набора востребованных/дефицитных категорий иностранных работников будет определять скорость достижение целей и задач социально-экономического развития страны в обозримой перспективе.

В рамках миграционной политики акцент делается на обеспечение качественного миграционного прироста – как под потребности рынка труда, так и в целях поддержания численности населения: внедрение «реестровой» модели учета трудовых мигрантов, модернизация статуса постоянного проживания для специалистов с российским образованием и поддержка иностранных студентов, расширение возможностей для репатриации, активное использование центров домиграционной подготовки, разработка региональных программ адаптации иностранных граждан.

Важной задачей является обеспечение безопасности в сфере миграции, в том числе создание механизмов «бесшовного» контроля пребывания иностранных граждан. В октябре 2023 г. вступит в силу Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20 и 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», упрощающий постановку на учет прибывших мигрантов посредством онлайн-сервисов портала «Госуслуги», а также предполагается введение для мигрантов режима «контролируемого» пребывания и алгоритма межведомственного обмена информацией.

Новые формы организованного/целевого набора трудовых мигрантов в современной ситуации призваны сыграть роль одного из основных инструментов эффективной миграционной политики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Комаровский В. Инструменты миграционного регулирования: оргнабор и межгосударственные соглашения (Россия – Узбекистан) // Россия и новые государства Евразии. 2018;(3):156-169. DOI: 10.20542/2073-4786-2018-3-156-169.
  2. Волох В.А., Курдюмов Н.В. Пандемия: проблемы управления международной трудовой миграцией. // Власть. 2021;29(4):139-145.
  3. Сурма И.В., Шангараев Р.Н., Волкова А.А. Об организованном наборе трудовых мигрантов: концепция и практика в условиях глобализации // Глобальная экономика и образование. 2021;1(1):11-18.
  4. Леденёва В.Ю. Система организованного набора мигрантов как адаптационный механизм // Государственная служба. 2014;4(90):47-51.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Виктор Викторович Комаровский – кандидат исторических наук, заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова, Москва, Россия.

Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.


Другие записи