11.10.2023
11.10.2023
Предмет исследования – изменения в подготовке рабочей силы в сфере высшего и среднего профессионального образования, обусловленные ростом его коммерциализации. Цель работы – анализ происходящих в этих условиях количественных и структурных сдвигов, выявление их причин и оценка результатов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа влияния коммерциализации на развитие профессионального аспекта образования. Научная новизна состоит в теоретическом обосновании социальной сущности и подходов к развитию образования в условиях смешанной экономики, определении роли коммерциализации среди современных факторов влияния на профессиональное образование, выявлении ее положительных и негативных результатов. При проведении исследования использованы методы факторного и статистического анализа, социологических опросов, сравнительной логики, систематизации, нормативного (прескриптивного) моделирования и др. По результатам исследования авторы пришли к следующим выводам: современное профобразование в России относится к смешанным общественным благам, имеющим две формы выражения: бесплатную, гарантируемую государством, а также частную, коммерческую; терминологическое отождествление блага, формирующего и развивающего личность, с одной из приобретаемых человеком услуг искажает смысл этого отношения. Выявлен характер связи между отношениями собственности, возможностями и реальными тенденциями финансирования профессионального образования в России. Дана оценка роли и долевого вклада коммерческого сектора по уровням и видам профессионального обучения рабочей силы. Проанализированы все плюсы и минусы коммерциализации профобразования в стране, выявлено ее влияние на уровень его развития и изменение структуры. Систематизированы основные проблемы в рассматриваемой сфере, обозначены подходы к их решению.
Парадокс, но ученые и специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, считать ли образование – это жизненно необходимое понятие – процессом, явлением, способом познания, сферой жизнедеятельности и т.п. Очевидно, это объясняется многогранностью образования. Поэтому и действующая нормативно-правовая база Российской Федерации трактует его двояко: как «…единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом», и одновременно как «совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций», приобретаемых человеком в целях его всестороннего развития.
Предмет нашего исследования составляют изменения в подготовке рабочей силы в сфере высшего и среднего профессионального образования, обусловленные ростом его коммерциализации. Таким образом, мы сосредоточили внимание на трансформациях, затрагивающих два уровня образования – среднее профессиональное и высшее в связи с выраженной тенденцией повышения доли платного обучения. Хотя в системе общечеловеческих ценностей, включая подготовку к трудовой деятельности, роль образования признана всеми, однако бесплатное высшее образование в различных модификациях существует сейчас всего в 13 странах мира, еще в 4 странах – оно лишь частично бесплатное. В остальных образование практически на всех уровнях является дорогостоящим товаром.
Вряд ли все граждане России знают, что Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность только дошкольного, школьного и среднего профессионального образования.
Реализовать свое конституционное право на получение бесплатного высшего образования каждый гражданин может лишь на конкурсной основе. Это – шаг назад по сравнению с гарантиями образования в Советском Союзе: в Конституции СССР 1977 г. было закреплено право граждан на всеобщее бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего.
Старшему поколению известно, что в 1959 г. для комитета по вопросам науки НАТО был подготовлен специальный доклад об образовании и кадровых резервах СССР. В выводах доклада было сказано: «Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. …стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов. Это может включать, помимо прочего… упразднение «свободного рынка» квалифицированных трудовых ресурсов; принятие и, возможно, усиление мер по его государственному регулированию» (Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР, 1959 г. История России.
Среди изменений в системе российского профессионального образования, происшедших после распада СССР, наиболее существенным и судьбоносным представляется его коммерциализация. Этот процесс продолжает нарастать, захватывая все уровни образовательной структуры, сказываясь на подготовке и квалификации рабочей силы. Но если в школе коммерциализация приняла форму повального платного репетиторства (как показало исследование РАНХИГС, им пользуются 64,7% школьников в дополнение к бесплатному обучению на уроках), то за школьным порогом она все более становится способом получения специальности/профессии. В наибольшей степени это касается высшего образования, хотя в последние годы все более распространяется и на среднее профессиональное (табл. 1).
Таблица 1. Динамика численности и доли студентов–«платников» по уровням профессионального образования / Dynamics of the number and share of «paid» students by levels of professional education
Обучаются по программам / Study programs | Численность студентов, тыс. чел. / Students, thousand people | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 2005 | 2010 | 2018 | 2020 | 2021 | |
- квалифицированных рабочих | - | - | - | 542,1 | 576,5 | 577,7 |
из них платно по договорам | 14,9 | 29,3 | 34,3 | |||
в % | - | - | - | 2,7 | 5,1 | 5,9 |
- специалистов среднего звена | 2360,8 | 2590,7 | 2125,7 | 2464,3 | 2759,8 | 2856,2 |
из них платно по договорам | 770,7 | 986,8 | 639,8 | 835,3 | 1055,9 | 1130,4 |
в % | 32,6 | 38,1 | 30,1 | 33,9 | 38,3 | 39,6 |
- высшего образования | 4741,4 | 7064,6 | 7049,8 | 3782,5 | 4049,3 | 4044,2 |
из них платно по договорам | 1939,4 | 4061,9 | 4430 | 1877,5 | 2144,8 | 2109,6 |
в % | 40,9 | 57,5 | 62,8 | 49,6 | 53,0 | 52,2 |
В 2000–2021 гг. в России численность лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, сократилась с 1679 тыс. чел. в 2000 г. до 577,7 тыс. чел. в 2021 г. Была растущей (в 1,2 раза), да и то с перерывами, лишь динамика численности обучающихся по программам специалистов среднего звена. Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, колебалась с минимумом в 2018 г., а за весь период тренд оказался падающим – до 85,3% к его началу.
При этом в структуре всех видов профессионального образования неуклонно увеличивается доля коммерческого сегмента. В 2021 г. он составлял в подготовке квалифицированных рабочих 5,9%, специалистов среднего звена – 39,6%, с высшим образованием – 52,2%. А в середине рассматриваемого периода эта доля была существенно выше (62,8%).
Убеждены, что суть этого сложного феномена имеет смысл исследовать не только с позиции причин, содержания, проблем, но обязательно – последствий и перспектив для подготовки квалифицированной рабочей силы. Эмпирической базой настоящего исследования являются данные Росстата – статистика образования, занятости, востребованности профессий на рынке труда, материалы социологических исследований, публикации в СМИ, а также авторские данные предыдущих исследований по близкой проблематике [1]. При проведении исследования использованы методы факторного и статистического анализа, социологических опросов, сравнительной логики, систематизации, нормативного (прескриптивного) моделирования и др.
В качестве исходных методологических обоснований современной трактовки роли профессионального образования для общества, государства и личности в работе использованы теории общественных благ и услуг, с учетом современных потребностей интерпретируется теория рынка труда.
Профессиональное образование, являясь важнейшей составляющей человеческого капитала, относится также к общественным благам. Согласно теории общественных благ (П. Самуэльсон, М. Олсон, Р. Масгрейв), в рыночных условиях профессиональное образование лишь отчасти является «чистым», бесплатным, всеобщим общественным благом. Однако, исходя из статистики, можно утверждать, что все большая его доля превращается в частное коммерческое благо, предоставляемое на конкурентной основе тому, кто за него заплатил, обладая потребительной стоимостью и стоимостью, рыночной ценой, избирательностью и альтернативностью использования [2, с.275-276]. В рамках теории общественных благ образование является квазиобщественным – благом, по поводу которого возможны ограниченные исключение и конкуренция [3; 4, с.362]. Однако, пользуясь принятой классификацией, современное профессиональное образование в России следует скорее относить к смешанным общественным благам, выделяя экономическую и социальную характеристики данной категории.
Большое распространение среди специалистов получила также трактовка образования как социально значимой услуги, приравниваемой по ряду признаков (сфера создания, платность, наличие заказчика и потребителя и др.) к услугам здравоохранения, культуры, искусства и т.п. Дискуссия по этому вопросу в экономической литературе не прекращается. В этом контексте стало привычным выделять и рассматривать взаимодействие двух типов рынка – труда и образовательных услуг. Благодаря распространению этой терминологии как бы априори признается, что образование – услуга, а не благо [5, 6, 7].
Наша позиция состоит в следующем. Мы полагаем, что по своей социальной сущности образование является общественным благом. Но при этом оно имеет две формы выражения: а) всеобщую и бесплатную, гарантируемую государством; б) частную коммерческую, платно и на конкурсной основе предоставляемую заинтересованным пользователям различными исполнителями (заказчиками). Платный, товарный характер этой формы образования обусловлен ограниченными возможностями бесплатного, а также необходимостью компенсировать затраты по его подготовке и предоставлению. При этом считаем, что терминологическое отождествление блага, формирующего и развивающего личность, с одной из приобретаемых человеком услуг не только искажает смысл возникающего двусторонне активного договора. Оно вредно, поскольку ставит «пользователя услуги» в положение «клиента, который всегда прав», а преподавателя – в зависимого от денег клиента исполнителя. Причем сам характер услуги предполагает акт ее передачи, а не последовательный процесс овладения знаниями в тандеме «наставник – ученик».
Поэтому теоретически оправданной и социально востребованной является принятая по просьбе учительского сообщества поправка к Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой гарантированное государством образование больше не будет трактоваться как услуга, а в статье о его финансировании используются формулировки «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания». Причем специалисты разъясняют, что термин «услуга» в сфере финансовых отношений использовался как расчетная величина и в этом значении сохраняется в ряде взаимосвязанных нормативных документов.
Однако нет сомнения, что одно только терминологическое регулирование не в состоянии поднять на необходимую обществу высоту снизившийся престиж образования и преподавателей. В этой сфере накопилось очень много острых проблем, носящих системный характер, и решать их необходимо также системно.
Образование нельзя развивать по обычным законам рынка, руководствуясь главным образом спросом работодателей на рабочую силу и ее предложением со стороны ищущих работу лиц. Очень важен вопрос о приоритетности и экономической значимости субъектов этого спроса и предложения. Представляется, что в нынешних условиях выдавливания России из сложившейся системы мирохозяйственных связей приоритетными должны быть интересы государства и общества, а не крупнейших собственников – монополий и олигополий в различных сегментах рынка. Крайне важно обеспечение баланса между потребностями общества в лице государства, рынков труда и образовательных программ.
Но сегодня потребности военной и гражданской экономики меняются так стремительно, что медлительный рыночный механизм не успевает их отражать адекватно. Поэтому как никогда нужны нетривиальные методики прогнозирования потребностей подготовки квалифицированной рабочей силы.
При этом необходимо учитывать современные факторы, определяющие необходимость и возможности изменений в структуре и содержании образования:
В этой большой совокупности факторов коммерциализация образования с ее плюсами и минусами играет важную и недостаточно изученную роль.
1. Динамика профессионального образования в условиях коммерциализации
Коммерциализация образования в России – неизбежный процесс, следствие перехода от плановой экономики к смешанной. Однако его масштабы, темпы, формы организации этого процесса носят объективно-субъективный характер. Представляется, что базисными факторами этого перехода являются сложившиеся отношения собственности (прежде всего доля государственного сектора в экономике), а также уровень экономического развития страны, определяющий возможности государственного финансирования образования. Но между этими основными факторами и распространением коммерциализации в сфере профессионального образования нет прямой связи ввиду сложности процессов.
В общественных оценках коммерциализации образования имеются две крайности – от сугубо негативной до весьма позитивной [8, с.273-274], между которыми много промежуточных. Интересна такая позиция: «…образование обречено зарабатывать деньги на свои реформы самостоятельно» [9, с.110]. Однако даже при столь пессимистическом взгляде на источники финансирования сферы образования нельзя согласиться с автором, что «рынок сам диктует условия, определяет приоритеты». Ориентироваться на рыночные приоритеты особенно пагубно в сегодняшних политических и экономических условиях.
В смешанной экономике государственный сектор и возможности государства неизбежно суживаются, а приоритеты ситуационно меняются, как упоминалось выше. В СССР даже в послевоенные 1946–1950 гг. доля образования составляла примерно 70% расходов на просвещение, которые выросли с 12% до 14% от общих расходов государственного бюджета. По этим показателям СССР тогда входил в первую десятку стран мира.
Современная Россия в последнем опубликованном рейтинге стран (2021 г.) по уровню образования занимала 39 место. При этом динамика расходов на образование – падающая. Так консолидированные расходы на образование в 2014 г. составляли 4,1% от ВВП, а в 2018 г. – уже 3,6%. Хотя ВВП России, согласно подсчетам Всемирного банка и МВФ, в 2021 г. по паритету покупательной способности находился на 6 м месте в мире, по уровню расходов на образование страна занимала 98-е место (!) в мире в 2014 г. и всего лишь 84-е – в 2018 г. Лидеры данного рейтинга затрачивают на образование в среднем по 7-8% ВВП. Причем среди опережающих Россию много стран из Африки и других государств «третьего» мира.
Сравнительный анализ динамики ВВП РФ и расходов на образование в его составе показывает, что она неравномерна и их тенденции часто не совпадают (табл. 2).
Например, в 2017 г. ВВП РФ увеличился на 1,8% к уровню предыдущего года, госрасходы на образование практически не изменились, но их доля и в ВВП и госбюджете России тем не менее возросла. В 2018 г. при росте ВВП на 2,8% доля затрат на образование в его составе уменьшилась, а в расходах госбюджета, наоборот, возросла с 3,7% до 4,3%. В следующем году при меньшем темпе роста ВВП (102,2%) расходы на образование увеличились на 6,4%. Следует заметить, что статистические данные по финансированию образования, в особенности в международных сравнениях и в долевом отношении к ВВП, существенно различаются по источникам и требуют затратных по времени изысканий.
Таблица 2. Сравнительный анализ динамики ВВП РФ и расходов на образование в его составе, % / Comparative analysis of the dynamics of the GDP of the Russian Federation and the costs of education in its composition, %
2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВВП в % к пред. году | 110,0 | 106,4 | 104,5 | 98,0 | 100,2 | 101,8 | 102,8 | 102,2 |
Государственные расходы на образование, млрд. руб. | - | - | 3494.3 | - | 3632.1 | 3626.7 | 3668.6 | 3903.0 |
то же в % к ВВП | 2,9 | 3,3 | 4,1 | 3,7 | 3,6 | 3,7 | 3,5 | 3,7 |
Доля образования в расходах госбюджета, % | - | 4,5 | 4,4 | 3,9 | 3,6 | 3,7 | 4,3 | 4,5 |
Таблица 3. Уровень образования населения по возрастным группам на 1000 человек соответствующего возраста (по данным микропереписи населения 2015 года) /The level of education of the population by age groups per 1000 people of the corresponding age (according to the micro-census of the population in 2015)
Возрастные группы / Age groups | Указали уровень образования / Indicated the level of education | Имеют профессиональное образование / Professional education |
Имеют общее образование / General education |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
высшее, неполное / higher, incomplete higher education | среднее/ secondarylevel education | из них по программам / of them by programs |
среднее / secondary-level education | основное(/ basicl (incomplete secondary education) | начальное, дошкольное, не имеют образования / no education | |||
специалистов среднего звена / mid-level specialists | квалифицированных рабочих / skilled workers |
|||||||
Все население от 6 лет | 16074 | 259 | 306 | 253 | 53 | 171 | 98 | 166 |
30-34 | 1525 | 386 | 345 | 278 | 67 | 197 | 67 | 5 |
35-39 | 1301 | 366 | 368 | 297 | 71 | 179 | 82 | 5 |
50-54 | 1169 | 265 | 476 | 393 | 83 | 208 | 45 | 6 |
65-69 | 668 | 256 | 413 | 329 | 84 | 172 | 136 | 23 |
70 и более | 1121 | 187 | 257 | 219 | 38 | 116 | 181 | 245*; 14** |
Проведенный анализ, во-первых, показывает, что в России не прослеживается тенденция следования финансирования образования за динамикой ВВП, а, следовательно, и приоритетная стратегическая линия его развития; во-вторых, при всей многочисленности публикаций по образовательной тематике, очевидно наличие множества пробелов и недоступных анализу вопросов в информационном обеспечении данной сферы.
Например, сложно отследить изменение структуры образования населения России с переходом к рыночной экономике и на разных ее этапах. Поэтому, анализируя статистические данные микропереписи населения 2015 г. об уровне его образования в расчете на 1000 человек по возрастным группам, рассмотрим, как отразилась на этой структуре коммерциализация.
Данные табл. 3 демонстрируют (на примере 30-39-летних, чье образование полностью сформировалось в рыночной экономике), что в условиях коммерциализации количественные характеристики образования заметно улучшились. Среди них число лиц с высшим образованием на 1000 человек населения выросло с 259 чел. до 386–366 чел. (или на 49-41,3%, соответственно), причем среди 30-34-летних данная профессиональная когорта преобладает. Увеличилось и число имеющих среднее профессиональное образование, хотя и в меньшей степени (на 12,7% для первой и 20,3% для второй рассматриваемых возрастных групп).
В обеих возрастных группах только 1/4 не имеет профессионального образования.
В двух следующих, старших возрастных группах (50-69-летних, чье профессиональное образование практически было получено в советскую эпоху), преобладают уже лица со средним профессиональным образованием, среди которых увеличилась доля квалифицированных рабочих.
В группе 65-69-летних резко – до 136 чел. на 1000 чел. – возросло количество лиц с основным (неполным средним) образованием. Данная структура отражает условия получения советского профессионального образования 70–80-х годов. В самой старшей группе (от 70 лет и более, т.е. послевоенного и отчасти военного поколения) 55,6% лиц не имеют профессионального образования, а каждый четвертый обладает начальным школьным.
Таблица 4. Динамика числа организаций среднего и высшего профессионального образования за 1980-2015 гг. / Dynamics of the number of organizations of secondary and higher professional education for 1980-2015
1980 | 2000 | 2008 | 2015 | 2020 | 2020 в % к базов. году / 2020 in % to base year | |
---|---|---|---|---|---|---|
Число организаций, осуществляющих проф. подготовку специалистов среднего звена | 2505 | 2703 | 2784 | 2891 | 3611 | 144,2 |
в т.ч.: | ||||||
- государственных и муниципальных | 2505 | 2589 | 2535 | 2645 | 3184 | 127,1 |
- частных | - | 114 | 249 | 246 | 427 | 374,6 |
Число образовательных организаций высшего образования | 494 | 965 | 1134 | 896 | 710 | 143,7 |
в % к 1980г | 100,0 | 195,3 | 229,6 | 181,4 | 143,7 | |
в т.ч.: | ||||||
- государственных и муниципальных | 494 | 607 | 660 | 530 | 497 | 100,7 |
- частных | - | 358 | 474 | 366 | 213 | 59,5 |
в % к 2000г | - | 100,0 | 132,4 | 102,2 | 59,5 |
Таким образом, несмотря на уменьшение государственного финансирования, уровень профессионального образования населения повысился. Такой рост обеспечен в основном за счет создания и функционирования частных организаций, осуществляющих подготовку специалистов высшего и среднего уровня. За период 1980–2020 гг. число тех и других увеличилось в целом почти в полтора раза, причем в сфере высшего образования максимум их роста пришелся на 2005–2010 гг., а среднего профессионального – на конец периода (табл. 4).
В 2020 г. доля частного сегмента среди организаций среднего профессионального образования составила 11,8%, а среди организаций высшего образования – 30%.
Возросшая в рыночной экономике доступность получения высшего образования, вкупе с длительно сохранявшимся с советских времен представлением о нем как о необходимой ценности, обусловили отмеченное количественное улучшение образования как населения в целом, так и занятых жителей РФ в его составе (рис. 1).
Налицо позитивные сдвиги в уровне профессионального образования работающей части населения страны: по сравнению с 2008 г. на 6,2 п. п. возросла доля лиц с высшим образованием, со средним общим – снизилась на 4,8 п. п., со средним профессиональным – на 0,7 п. п. и с начальным профессиональным образованием – на 0,4 п. п.
В итоге по охвату взрослого населения 25–64 лет третичным, или высшим и средним профессиональным образованием, Россия занимает 3-е место в мире (57%), уступая только Ирландии (59%) и Канаде (58%) [10, с.49-50].
2. Влияние коммерциализации образования на его структуру
В условиях коммерциализации экономики происходят не только количественные, но и большие структурные сдвиги в подготовке кадров, во многом с противоположными тенденциями (табл. 5).
За долгосрочный 40-летний период 1980–2020 гг. рост численности студентов и выпускников вузов составил, соответственно, 132,9% и 184,7%, что значительно больше чем в организациях СПО (соответственно, 104,5% и 76,7% – спад). Однако по сравнению с 2000 г. (за 20 лет) число студентов вузов в 2020 г. наоборот, сократилось (85,4%) при существенном увеличении количества обучающихся в организациях СПО (116,2%).
Таблица 5. Динамика численности и выпуска студентов организаций профессионального образования / Dynamics of the number and graduation of students of professional education organizations
1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 | 2020 к1980,% / 2020 to 1980,% | 2020 к2000,% / 2020 to 2000,% | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. человек | 2642 | 2270 | 2360,8 | 2125,7 | 2759,8 | 104,5 | 116,2 |
в том числе: | |||||||
- в государственных и муниципальных организациях - в частных |
2642 - |
2270 - |
2308,6 52,2 |
2026,8 98,9 |
2470,1 289.8 |
93,5 |
107,0 555,2 |
Выпущено специалистов среднего звена из профессиональных образовательных организаций, тыс. человек | 721 | 637 | 579 | 572 | 552,8 | 76,7 | 95,5 |
Выпущено специалистов среднего звена на 10 000 занятых в экономике, человек | 98 | 85 | 90 | 85 | 75 | 77,0 | 83,3 |
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек | 3046 | 2825 | 4741,4 | 7049,8 | 4049,3 | 132,9 | 85,4 |
в том числе: | |||||||
- в государственных и муниципальных организациях - в частных |
3046 - |
2825 - |
4270,8 470,6 |
5848,7 1201,1 |
3715,1 334,2 |
122,0 |
87,0 71,1 |
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров из образовательных организаций высшего образования, тыс. человек | 460 | 401 | 635 | 1468 | 849,4 | 184,7 | 133,7 |
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров на 10 000 занятых в экономике, человек | 63 | 53 | 99 | 217 | 126 | 200,0 | 127,3 |
Для СПО в этот период характерен огромный рост числа обучающихся в частных организациях (более чем в 5,5 раза), тогда как в вузах отмечается обратная тенденция, особенно в частных (табл. 5), где контингент студентов последовательно сокращается, по причине того, что число государственных и муниципальных вузов практически сравнялось с исходным уровнем 40-летней давности. Тем не менее, количество выпускников, получивших высшее образование, пока продолжает расти – как в абсолютных цифрах, так и в расчете на 10 тыс. занятых в экономике: сказывается 5-летний и более период обучения в вузах. Напротив, численность специалистов, подготовленных учреждениями СПО, уменьшается в том и другом измерениях.
Наряду с этим, в последние годы в развитии СПО обозначились две новые тенденции (табл. 5): а) общего роста численности студентов и б) опережающего роста в структуре СПО частного сектора (555,2%). За последние 20 лет увеличилось и число студентов СПО в государственных и муниципальных образовательных организациях, где нередко обучение осуществляется на платной основе. В связи с этим в СМИ активно обсуждается вопрос, почему в последнее время все большая часть выпускников 9-х и 11-х классов школ делает выбор в пользу СПО.
По данным за 2005-2020 гг., которые приводят В.А. Мальцева и А.И. Шабалин:
Такой поворот российского общества к выбору более прагматичной образовательной траектории можно приветствовать, тем более что этот шаг не исключает в дальнейшем получения высшего образования. Но одновременно необходимо повышать мотивацию молодых людей на приобретение необходимых экономике рабочих профессий.
Таблица 6. Соотношение бюджетного и коммерческого секторов в профессиональном образовании в 2000–2021 гг. / The ratio of the public and commercial sectors in professional education in 2000–2021
2000 | 2010 | 2021 | 2021в % к 2000 / 2021 in % to 200 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
тыс. чел / thousand people | % к гр. 1 / in % to gr. 1 | тыс. чел / thousand people | % к гр. 1 / in % to gr. 1 | тыс. чел / thousand people | % к гр. 1 / in % to gr. 1 | ||
1.Прием студентов СПО | 867.2 | 100,0 | 705.3 | 100,0 | 870.9 | 100,0 | 100,4 |
в том числе: | |||||||
1.1.За счет бюджета: | 516.5 | 59,6 | 489.8 | 69,4 | 496.2 | 57,0 | 96,1 |
- в гос. организации | 516.5 | 59,6 | 489.7 | 69,4 | 494.3 | 56,8 | 95,7 |
- в частные организации | … 0.0 | - | - | - | 2.0 | 0,2 | |
1.2. По договорам | 350.7 | 40,4 | 215.5 | 30,6 | 374.7 | 43,0 | 106,8 |
- в государственные | 325.9 | 37,6 | 182.1 | 25,8 | 252.9 | 29,0 | 77,6 |
- в частные организации | 24.8 | 2,8 | 33.5 | 4.8 | 121.8 | 14,0 | 491,1 |
2.Прием студентов ВПО | 1292.5 | 100,0 | 1399.5 | 100,0 | 1129.1 | 100,0 | 87,4 |
2.1.За счет бюджета: | 586.8 | 45,4 | 519.2 | 37,0 | 554.2 | 49,1 | 94,4 |
- в гос. организации | 586.8 | 45,4 | 519.0 | 37,1 | 551.3 | 48,9 | 94,0 |
- в частные организации | - | - | 0.2 | 0 | 2.8 | 0,2 | |
2.2.По договорам: | 705.7 | 54,6 | 880.1 | 62,9 | 574.9 | 50,9 | 81,5 |
- в гос. организации | 553.5 | 42,8 | 676.4 | 48,3 | 459.0 | 40,7 | 82,9 |
- в частные организации | 152.2 | 11,8 | 203.8 | 14,6 | 115.9 | 10,2 | 76,1 |
Следует отметить повышение престижа среднего профессионального образования как в глазах абитуриентов, так и их родителей. По наблюдениям авторов, это, в том числе обусловлено масштабным открытием факультетов СПО в вузах: даже в условиях платного образования это дает возможность сократить расходы на обучение при обеспечении высокого качества, т.к., преподавание ведут сотрудники вуза. Кроме того, оптимизация ФГОС и изменение структуры подготовки по уровням СПО в последние годы позволили ускорить выход выпускников СПО на рынок труда.
Таким образом, основными причинами отмечаемого структурного сдвига являются: а) ориентация молодых людей и их родителей на более быстрое получение реальной профессии и выход на рынок труда; б) возможность избежать сдачи ЕГЭ; в) менее затратное профессиональное обучение при сравнительно высоком его качестве.
Анализ показывает, что рост востребованности СПО сопровождается повышением его стоимости, что не является препятствием для большинства родителей, поскольку оплата СПО остается более доступной, чем ВО. В государственном (муниципальном) секторе как ВО, так и СПО большая часть студентов обучается на платной основе – по договорам, что статистика стала фиксировать только в последние годы (табл. 6).
В 2021 г. удельный вес студентов, принятых в структуры СПО на договорной основе, вырос до 43% (30,6% в 2010 г.), а доля занимающих бесплатные бюджетные места снизилась с 59,6% в 2000 г. до 56,8% в 2021 г. В государственных и муниципальных организациях СПО на платной основе обучаются 2/3 студентов. Правда, в госсекторе СПО доля платников сокращается.
В приеме на получение высшего образования коммерческое обучение в 2021 г. составляло более половины (50,9%), из которых 4/5 приходится на государственные и муниципальные организации. С 2000 г. в приеме вузов страны число бюджетных мест снизилось на 3,7 п. п., а в середине периода их снижение превышало 8 п. п. (неустойчивость приемов по объему). Колебания весьма значительны по регионам и отдельным вузам.
Стоимость обучения за семестр, согласно официальной статистике, в организациях СПО за 2000–2021 гг. выросла в 8,7 раза, составив в среднем по стране 36858,3 руб. на конец периода. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования этот рост превысил 11 раз – до 77930,1 руб. в среднем за семестр. Тем не менее, обучение в организациях СПО менее затратно, чем в вузах – разница в среднем в 2,1 раза.
В связи с подписанием Россией Болонского соглашения о создании «зоны европейского высшего образования» произошел переход последнего на двухуровневую структуру (бакалавриат – магистратура) с сохранением специалитета по некоторым специальностям. Анализ показывает, что процесс соответствующей перестройки был постепенным и непоследовательным, плохо сочетался с изменением объемов подготовки и выпусков молодых специалистов (рис. 2). Как видно, наибольший рост выпуска бакалавров и магистров пришелся на конец периода 2000–2021 гг., а специалитета – на 2005–2010 гг. В выпуске 2021 г. максимальной (65%) была доля бакалавров. Доля магистров составила всего 21,7%, а специалистов с 5-летней подготовкой сжалась до 13,3%.
Хотя Болонская система содержит много спорного для России, наибольшей критике подвергается ее двухуровневая структура. Более всего критикуют бакалавриат – за «легковесность», а магистратуру – за дороговизну обучения, а также за практикуемую возможность поменять специальность при переходе с бакалаврского уровня обучения на магистерский (при этом тоже не получается полноценный специалист). Поэтому не случайно опрос студентов – бакалавров воронежских вузов показал, что более половины респондентов (58,8%) не планирует продолжение обучения в магистратуре. Весьма характерно, что лишь чуть более трети бакалавров, решивших поступать в магистратуру, намерены сохранить свое направление подготовки. О недостатках магистерской подготовки говорят пожелания опрошенных повысить уровень преподавания (26,7%), увеличить число бюджетных мест (24,2%), улучшить их оснащенность (16,4%) [12, с.130-133].
Кроме того, обучение в магистратуре для тех, кто не попал на бюджетные места (а их количество ограничено), может оказаться очень дорогим – в престижных вузах, особенно обеих столиц, в наиболее привлекательных для жизни и учебы регионах, а также по самым востребованным специальностям. Поэтому те, кто стремится получить гарантированно качественное магистерское образование, должны располагать очень большими денежными средствами.
Говоря о качестве подготовки кадров, нельзя не упомянуть о Копенгагенском процессе, который хоть и был изначально направлен на повышение качества и привлекательности профессионального образования (т. е., СПО), но в дальнейшем затронул и сферу высшего образования, прежде всего (после первой «Копенгагенской конференции»), в части формирования единой рамки уровней и квалификаций, в том числе, применительно к бакалавриату и магистратуре. Эта тема выходит за рамки настоящей статьи, отметим лишь, что формирование национальной системы квалификаций в нашей стране проходит этап становления.
Результаты исследования позволяют оценить распространение коммерциализации в сфере профессионального образования с разных сторон, отметив положительные и отрицательные стороны.
К плюсам следует отнести:
К числу основных минусов коммерциализации, на наш взгляд, относятся:
Полагаем, что необходимой мерой на пути преодоления этих негативных последствий коммерциализации должна стать разработка государственной концепции долгосрочного развития профессионального и высшего образования в РФ как смешанного общественного блага, предоставляемого на основе обоснованного сбалансирования вклада бюджетного и коммерческого секторов в его обеспечение.
Ольга Андреевна Колесникова – доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник социальной защиты населения РФ, профессор Воронежского государственного университета и Воронежского института высоких технологий, Воронеж, Россия
Елена Валерьевна Маслова – доктор экономических наук, профессор Воронежского института экономики и социального управления и Института социального образования, доцент Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия
Ирина Викторовна Околелых – кандидат экономических наук, доцент, эксперт Воронежского института высоких технологий, Воронеж, Россия
Колесникова О.А. – подготовка общей концепции исследования, анализ научной литературы, интерпретация полученных результатов, обоснование теоретико-методологических положений, разработка концепции и методологии статьи.
Маслова Е.В. – научное руководство исследованием, определение цели исследования, содержательный анализ полученных результатов, обоснование теоретико-методологических положений, формирование выводов исследования.
Околелых И.В. – обоснование теоретико-методологических положений, интерпретация полученных результатов, применение логического подхода к объекту исследования, конкретизация методов анализа, рассмотрение исследуемого понятия как системы, анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.