Новости

20.12.2021

Гендиректор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин в интервью на радио «Маяк» рассказал о модернизации службы занятости

Социальная политика

Интервью Гендиректора ВНИИ труда Дмитрия Платыгина на радио «Маяк» о новых возможностях и перспективах развития службы занятости

Ведущая: Мы беседуем с Генеральным директором Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России Платыгиным Дмитрием Николаевичем

Дмитрий Платыгин: День добрый!

Ведущая: В рамках национального проекта «Демография» наше государство переходит от устаревших формальных подходов к трудоустройству граждан к осознанию ими максимально возможных достижений в этой сфере. Начиная с 2019 года в стране проводится модернизация службы занятости населения. Вы не могли бы суть этой программы рассказать?

Дмитрий Платыгин: Для того, чтобы понять суть, если позволите, начну с описания того контекста, в котором сейчас служба занятости функционирует. Во-первых, полномочия службы занятости сегодня относятся к региональному уровню. Это значит, что при наличии на федеральном уровне единых административных регламентов оказания услуг, которые, кстати сказать, детализируют технологию их оказания, мы имеем дело с разными подходами. Речь идёт и о способах оказания, и о ресурсно-кадровом обеспечении, и о методах работы с соискателями и работодателями, и так далее. Таких нюансов и особенностей великое множество в каждом субъекте Российской Федерации, и единого детализированного стандарта, который бы регламентировал все те параметры, которые влияют на качество оказания услуг, не было. И, кстати сказать, всё это время службы занятости работали исключительно со своими локальными базами вакансий, что искусственно сокращает возможности поиска работы и способствует формированию таких локальных рынков труда.

А второе - мы сегодня сами являемся свидетелями того, как серьёзно меняется рынок труда. Драйверов очень много – это и демография, и темпы появления и внедрения новых технологий, оборудования, появление новых профессий, целых индустрий, распространение новых форм занятости и так далее. И в этом смысле сегодня ключевая задача, которая, в том числе, ложится на службу занятости, - выявление реальных потребностей работодателей в знаниях и умениях. Крайне важно создать механизмы очень точные в стыковке потребностей работодателей и соискателей.

Ведущая: Да, трудоустраивающихся граждан …

Дмитрий Платыгин: Конечно, и если есть необходимость, подготовить соискателя, прирастить ему те компетенции, которые нужны работодателю.

Другая важная задача – это создание условий для того, чтобы вовлечь на рынок труда как можно больше граждан, которые сегодня по тем или иным причинам являются не активными. Речь идёт и об инвалидах, и людях, которые ухаживают за членами семьи и не могут полноценно работать, и молодых родителях, которые находятся дома по уходу за ребёнком.

Следующий момент, на который, наверное, стоит обратить внимание – это то, что люди становятся более мобильными. Сегодня наши граждане готовы не только к региональной мобильности, когда из одного региона человек может переехать в другой, но и к профессиональной мобильности, когда человек готов сменить свою профессиональную траекторию. Он был занят в одной отрасли, в одной профессии, но открываются новые возможности, когда он может свои компетенции использовать для того, чтобы трудиться в другой профессии

Ведущая: Вы можете привести пример?

Дмитрий Платыгин: Например, если есть ключевая компетенция, которая связана с управлением автотранспортным средством, то можно получить дополнительные навыки, пройти краткосрочное обучение и получить ту профессию, которая в регионе востребована. Можно устроиться водителем автобуса или такси. Есть примеры совсем радикальных смен карьерных траекторий. Мне приходит на память пример одного из Центров занятости Уфы, когда женщина, повар по основной специальности, работавшая на последнем своем месте оператором ПК, в период пандемии потеряла эту работу, прошла оценку компетенций в центре занятости, ей посоветовали карьерную траекторию, связанную с бухгалтерским учетом, направили на краткосрочные курсы по бухгалтерскому учету и затем трудоустроили бухгалтером в одну из организаций. То есть, несмотря на прошлый опыт, выявили ее потенциальные возможности.

Ведущая: Это люди, которые не могут найти работу, но они хотят ее найти или они в поиске работы. Вы же не можете кого-то заставить работать?

Дмитрий Платыгин: Это те люди, которые обратились за помощью, за содействием в центры занятости.

Ведущая: А центры как можно найти? По месту жительства? Это центры занятости района или региона?

Дмитрий Платыгин: Если человек находится не по месту прописки, можно найти центр занятости в регионе по своему месту жительства. На что хотел бы обратить внимание – это то, что услуги центров занятости становятся более доступными для людей. Потому что услуги сегодня уходят в цифру. На сегодняшний день две услуги – поиск подходящей работы для соискателей и поиск сотрудников для работодателей уже доступны на единой цифровой платформе «Работа в России» в 19 регионах. Начиная с нового года к платформе будут подключаться еще 64 региона.

Существенно сокращаются бюрократические барьеры. Сейчас человек, который в электронной форме будет обращаться в центр занятости, не должен предоставлять трудовую книжку или документ об образовании, потому что все это будет запрашиваться по системе межведомственного взаимодействия. Это уже есть в базе. Когда человек направляет заявление, все остальные данные, которые необходимы, будут запрашиваться в тех органах, где эти сведения содержатся.

Ведущая: И, возможно, это будет не очень долго, ведь человеку нужно как-то жить. Чем быстрее это делается, тем лучше …

Дмитрий Платыгин: Конечно, все сроки устанавливаются. И еще одно ключевое изменение - переход на принцип клиентоцентричности. Результатом должна стать качественная занятость человека. Это не просто формальное трудоустройство и снятие с учета. Речь идет о том, чтобы центры занятости так работали с соискателем, чтобы обеспечить его долгосрочной стабильной работой, которая бы ему приносила стабильный доход. И в этом смысле проводится очень большая работа по обучению сотрудников центров занятости.

В 2021 году обучение прошли 4 тысячи сотрудников и руководителей службы занятости, в последующие годы будут обучаться еще по 6 тысяч. Они учатся новым технологиям, новым подходам, потому что в их новой работе появляются и новые профессиональные области деятельности. Появляются институты карьерных консультантов и кадровых консультантов.

Ведущая: Как раз это был мой следующий вопрос. Отчасти вы конкурируете с ичар-агентствами, потому что у них есть четкая зависимость – подыскивая человеку работу, они получают какой-то процент от первой зарплаты, то есть у них коммерческий интерес, у вас же все это бесплатно, правильно?

Дмитрий Платыгин: На безвозмездной основе, как для работников, так и для работодателей.

Ведущая: И тут опасность - если бесплатно, то возможно и никому не надо?

Дмитрий Платыгин: Центры занятости сегодня не являются привлекательными ни для соискателей, ни для работодателей по ряду причин, и в том числе, из-за бюрократизированности, формализма и т.д. Поэтому работодатель зачастую для решения своих вопросов обращается в кадровые агентства. Но мы как раз и говорим о том, что эту тенденцию надо переломить. В этом заинтересовано государство, экономика.

Создается система, в которой каждый обратившийся соискатель будет рассматриваться не просто как безработный гражданин, в отношении которого нужно произвести ряд формальных действий. Каждый обратившийся – это человек в определенной жизненной ситуации, которому требуется содействие в поиске подходящей работы. Ситуации могут быть разные. Есть молодой специалист, выпускник или есть опытный рабочий, который многие годы проработал по одной технологии, но знания устарели, ему трудно найти работу. Молодые мамы, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Есть инвалиды. Люди, которые просто решили поменять работу или которые вслед за родственниками переезжают в другой регион и им требуется содействие в поиске работы. В каждой ситуации есть своя причина, почему нужна помощь в трудоустройстве. Именно поэтому в рамках нового подхода все центры занятости переходят к содействию в трудоустройстве на основе конкретных жизненных ситуаций.

Ведущая: А пока люди не работают, есть какая-то материальная поддержка?

Дмитрий Платыгин: Вы имеете в виду материальную поддержку безработных?

Ведущая: Да. Этим тоже центры занятости заведуют?

Дмитрий Платыгин: Конечно. Как только человек получает статус безработного, ему назначают соответствующее пособие по безработице, и этот вопрос также администрируют центры занятости.

Ведущая: Тогда государству выгоднее, чтобы человек быстрее мог найти работу

Дмитрий Платыгин: И государству, и самому человеку выгодно подыскать работу, на которой он будет получать достойный трудовой доход

Ведущая: То есть, это реальная надежда на трудоустройство?

Дмитрий Платыгин: Это то, что сегодня уже реализовывается. Вот я вам привел пример с ключевыми услугами, которые в цифру выходят уже с нового года – поиск работы и подбор работников. Мы сегодня проводим переобучение сотрудников центров занятости. Новые инструменты – профилирование, профориентация, тестирование и т.д., - все это начинает работать. Люди, которые в будущем году будут обращаться в центры занятости, уже почувствуют эти изменения. Мы понимаем, что невозможно одномоментно оказаться в другой реальности. Это все очень сложная комплексная работа и сложные вопросы. Но, тем не менее, динамика, движение в этом направлении есть.

Ведущая: Дмитрий Николаевич, спасибо за Ваше участие в программе

Интервью на радио "Маяк", программа "Физики и лирики", 17.12.2021



Пресс-служба